Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 11

В целом, можно говорить о заметном влиянии родителей на воспитание нравственных качеств детей, и о том, что родители в целом достаточно адекватно оценивают свои воспитательные действия.

Вместе с тем данные показали,  что, по мнению детей многие их права нарушаются именно дома - это право на личную жизнь, секреты от взрослых,  право на отдых и досуг, а также право на  свободное выражение  своих мнений и убеждений, родители же значительно реже (более чем в 10 раз) усматривают нарушения этих прав ребенка дома, и чаще обвиняют в этом школу.

На вопрос о том, какие из названных прав ребенка не выполняются дома или в школе, были получены следующие ответы (см. Приложение №3, таблицы №23, 24, 25).

Первое, что обращает на себя внимание – значительно меньшая обеспокоенность родителей, чем детей, защищенностью прав учеников. Данное обстоятельство может косвенным образом способствовать росту нарушений прав ребёнка в школе, только по тому, что родители не проявляют достаточной бдительности и заинтересованности. Второе – практически по всем правам, кроме права на личную жизнь, секреты, нарушений прав в школе значительно больше, чем дома. Так считают и дети, и родители.  Такое положение дел, отчасти может быть следствием первого утверждения.

Особое беспокойство родителей вызывают нарушения прав детей на уважение их человеческого достоинства, на защиту от грубого и жестокого отношения, и на свободное выражение собственного мнения. Ну и, конечно, право на бесплатное образование, которое родители относят почему-то к  дому. При этом родители практически не видят нарушений прав детей в семье, тогда как сами дети отмечают весьма существенные нарушения. Все это говорит о необходимости проведения серьезной работы с родителями по проблеме нарушения прав детей в семье.

По мнению родителей, в школе чаще других нарушаются права  на уважение человеческого достоинства ребенка, на защиту от грубого и жестокого обращения, и право на свободное выражение мнения ребенка, что практически совпадает с ответами учеников.

Вызывает некоторое недоумение то, что ответ на вопрос о праве на бесплатное образование родителями отнесен к семье. Очевидно, что именно нарушением этого права в наибольшей степени обеспокоены родители, и именно нарушение этого права в наибольшей степени бьет по семейному бюджету, и, видимо, поэтому отнесено к семье.

Обращает на себя внимание низкая степень защищенности детей именно  в семье: почти 16% подростков испытывают семейное насилие, однако о действиях по защите ребенка в этой ситуации  говорят только 3% опрошенных родителей. Эти данные явно указывают на недостаточность законодательных мер по профилактике семейного насилия.    

Важным для понимания обеспечения прав ребёнка семьёй является согласованность её действий с действиями школы, что выявляется  в ответах детей на вопрос:  «Что будет, если родителей вызовут в школу?». Самый частый вариант ответов: «Родители недовольны, у них портится настроение», говорящий  о том, что школа для родителей – скорее место беспокойства, чем партнеры по воспитанию детей. Примерно треть опрошенных фиксируют нейтральный вариант поведения: «Родители придут в школу» - то есть ни для них, ни для детей это событие не является чрезвычайной ситуацией, и они воспринимают это как нормальный факт из жизни ребенка. Большая же часть детей говорят о возможных наказаниях в случае вызова родителей в школу. Таким образом, и дети воспринимают контакты школы и родителей как неприятность, а не как средство помощи им в решении своих проблем. То есть дети предпочитают решать свои  школьные проблемы сами, без помощи родителей.

В целом, можно сделать вывод, что права ребёнка  нарушаются, причём как в школе, так и дома, в связи с отсутствием у родителей достаточных знаний



[48] Сборник материалов по результатам мониторинга «О положении семьи в Красноярском крае» -  Красн - к 2005

[49] Сборник материалов по результатам мониторинга «О положении семьи в Красноярском крае» -  Красн - к 2005

[50] В июне 2004 года в  Красноярском крае было проведено исследование  «Положении семьи в Красноярском крае». Оно охватило 13 территорий края, включая город Красноярск.

Исследование осуществлялось методом  анкетирования. Его цель: выявление объективного социально-экономического состояния семей в Красноярском крае.  Организаторами мониторинга выступили Управление социальной защиты населения администрации Красноярского края, краевое государственное учреждение «Краевой центр семьи» совместно с представителями научной общественности.

Исследование проходило в 13 территориях Красноярского края: в Абанском,  Богучанском, Емельяновском районах, городах Ачинске, Енисейске, Канске и Красноярске, в Курагинском, Партизанском, Саянском и Шушенском районах, в Шарыпово и Шарыповском районе. В анкетировании  приняло участие 2510 семей.

Объектом социологического исследования явились разные по статусу и биографическому возрасту  семьи, проживающие в Красноярском крае.

Предметом исследования стали мнения членов семей об институте семьи, о внутрисемейных проблемах и межпоколенных отношениях, о социально-экономической политике государства.

В числе опрошенных членов семей 74,8% составили  женщины и 24,5% – мужчины. Из участвовавших в опросе респондентов 73,5% женаты или замужем, 10,6% - разведены, 8,6% - вдовы или вдовцы.

[51] Сборник материалов по результатам мониторинга «О положении семьи в Красноярском крае» -  Красн - к 2005