Исследование роли семьи в обеспечении прав ребёнка, страница 3

Важным для психологического климата семьи является не столько  общий уровень материального обеспечения, сколько удовлетворенность людей этим уровнем. Большинство ответивших на вопрос об уровне обеспеченности отнесли себя  к среднеобеспеченным группам населения (76,8% - детей, 60% родителей) и примерно поровну – 8,7% и 8,2% относят себя соответственно к  малообеспеченным и высокообеспеченным слоям среди детей. А вот родители иным образом чувствуют свою принадлежность к уровню обеспеченности, из них 28% относят себя к низкообеспечнным группам по уровню дохода, и лишь 1,4%  к высокообеспеченным.

Результаты исследования в 2004г.[50] показали, что 52% респондентов (опрошенных супружеских пар) отметили неудовлетворенность своим материальным положением в связи с низкими доходами, а еще  треть опрошенных посчитали себя малообеспеченными и не удовлетворенными уровнем материального обеспечения семьи, причём разница  в зависимости от места жительства незначительна (см. Приложение №3, таблица №1).

Отсюда можно сделать вывод, что за один этот год материальное положение семей несколько улучшилось, однако в целом ещё треть семей находиться за чертой бедности.

Надо сказать, что степень удовлетворенности существенно зависит от места жительства респондентов, как показало исследование 2005г. (см. Приложение №3, таблица №2): среди  жителей г. Красноярска существенно больше тех, чьё положение улучшилось, чем среди жителей села; среди тех, кому стало хуже, лидируют жители малых городов.

Особенности жизни в селе и малом городе, по мнению опрошенных детей, являются причинами и не соблюдения таких важнейших личных прав гражданина в обществе, и одновременно – ресурса развития общества, как  – права на развитие способностей и талантов человека. Поскольку, на их взгляд, там слишком мало возможностей, отсутствуют возможности трудоустройства и т.д., а также отсутствие финансовых возможностей для реализации своих способностей.

Однако, менее всего удовлетворены сложившейся ситуацией  родители из г.Красноярска (см. Приложение №3, таблица №3); это, видимо, можно объяснить их большей требовательностью к условиям, обеспечивающим развитие детей; в целом же различия в ответах респондентов не очень велики.

В целом же, менее четверти опрошенных родителей и почти треть детей считают, что в нашем обществе созданы все условия для  реализации этого права – права на развитие способностей и талантов человека, и большая часть в обеих выборках утверждают, что эти условия не созданы. Частично эта же оценка ситуации подтверждается и  признанием того, что нарушаются права на доступность культурных ценностей в музеях, библиотеках и театрах (см. Приложение №3, таблица №4).

Это мнение подтверждается и ответами на вопрос о доступности различных культурно-образовательных ресурсов для респондентов (см. Приложение №3, таблица №5)

Видно, что в наибольшей степени удовлетворены потребности и детей и родителей в таких видах ресурсов, как хорошая библиотека (60 и 61% соответственно), стадион, спортивный зал (55 и 54% соответственно), кинотеатр (42 и 48%) и кафе (41 и 51% соответственно). Наименее доступные ресурсы – это «концерт известных исполнителей (48 и 50% соответственно), театр (38 и 29%), бассейн (34 и 50%),  и Интернет (37 и 55% соответственно).

При этом выясняется, что 37% старшеклассников и  29% родителей ни разу не были в театре, 17% старшеклассников,  19% родителей  – в музее, почти столько же – в кинотеатре. Это говорит о бедности культурной жизни значительной части населения, о нарушении прав подрастающего поколения на доступность культурных ценностей.

Наиболее активно используются школьниками такие ресурсы, как  стадион, спортивный зал, дискотека и кинотеатр, и именно по этим ресурсам отмечается наибольшая удовлетворенность. Реже всего школьники бывают в театре, музеях, на концертах известных исполнителей (см. Приложение №3, таблица №6).

Исследование показывает, вместе с тем, весьма существенную зависимость удовлетворенности  и использования различных ресурсов в зависимости от того, к какому уровню обеспеченности относят себя опрошенные школьники (см. Приложение №3, таблица №7).