Эколого-экономическая оценка природоохранных функций лесных экосистем, страница 8

В Беларуси в послевоенный период отдавалось предпочтение искусственному лесовосстановлению. В настоящее время усиливается внимание общества к экологическим проблемам леса, в особенности к сохранению биоразнообразия и генофонда, и к повышению устойчивости лесов. Это диктует необходимость пересмотра отношения к искусственному и естественному лесовосстановлению.

На ближайшие 2-3 десятилетия будет преобладать лесовосстановление посредством создания лесных культур. Параллельно со сплошнолесосечной системой рубок и искусственным лесовосстановлением надо целенаправленно внедрять альтернативную лесоводственную систему с применением несплошных рубок леса, с формированием лесов естественной регенерации как более устойчивых к загрязнению окружающей среды и другим неблагоприятным воздействиям и сохраняющих биоразнообразие. Смешанные культуры ели рекомендуются только в северной части этой подзоны. В подзоне грабовых дубрав следует ориентироваться на создание сосновых и дубовых лесов. Необходимо также больше внимания уделять введению в лесные ресурсы интродуцентов (лиственница европейская, сосна беймутовая, дуб северный).

Важная роль должна отводиться составу культуры таких пород, как: ясень, клен, липа, ильмовые. Во всех вариантах лесовосстановления следует оставлять на лесосеках семенники сосны, дуба, ели, до 20 штук на 1 га. Во всех случаях необходимо избегать монокультур и формировать смешанные древостои.

Основой лесообразующей породы при искусственном лесовосстановлении следует считать сосну обыкновенную – 60,4%. Значительная площадь должны занять культуры ели обыкновенной 29%, предполагается увеличить площадь культур: дуба черещатого до 9,1% от площади создаваемых культур.


5.2.Охрана лесов от пожаров

Значительную роль предотвращения истощения лесных ресурсов играет охрана лесов от пожаров. В лесном фонде Беларуси преобладают хвойные леса, на долю которых приходится 67,9 покрытых лесом площадей, около 1/3 этой территории 27,8% занимают особо опасные в пожарном отношении хвойные молодняки I и II класса возраста, и приблизительно столько же средневозрастные хвойные насаждения.

Вследствие этого 41% лесной площади относится к I классу пожарной опасности; 19,9% - ко II классу; 19,7% - к Ш классу; 16,4% - к IV классу; 3% - к V классу.

Высокой горимостью отличаются осушаемые территории и леса, загрязненные радионуклидами, по режиму охраны приравнены к I классу опасности. Значительный ущерб лесному хозяйству нанесен ураган 1997 г.

Анализ динамики лесных пожаров за последнее 10-летие свидетельствует о том, что экстремальные пожароопасные сезоны наблюдаются с периодичностью 2-3 раза в десятилетие. В период с 1986 г. по 1995 г. ежегодно возникало от 850 до 7,4 тыс. лесных пожаров.

Борьба с лесными пожарами включает 3 группы мероприятий:

1.  предупредительные меры:

-  проведение разъяснительной работы среди населения;

-  устройство противопожарных разрывов (вырубка леса полосой 12-20 м);

-  очистка лесосек и борьба с захламленностью леса;

-  подготовка лесных водоемов для пожаротушения.

2.  мероприятия по своевременному выявлению характера (наземные и авиационные службы охраны);

3.  оперативное тушение пожаров (локализация огня и непосредственное тушение).

В Республике Беларусь охрана лесов от пожара осуществляется совместными усилиями наземной и авиационной охраны. Около 60% территории охвачено зонами действия 660 пожарных наблюдательных вышек, около 20% - контролируется 207 пожарно-химическими станциями. С помощью авиационной охраны лесов на площади 6,34 млн.га обнаруживается около 60% лесных пожаров. Значительная часть из них ликвидируется десантниками-пожарниками. Современный уровень охраны лесов от пожаров не отвечает предъявляемым экологическим, экономическим и социальным требованиям. Обеспеченность наземных служб средствами пожаротушения, связи и транспорта составляет около 25% от нормативных. Вследствие существенного недостатка средств по всем основным направлениям охраны лесов (лесопожарная профилактика, обнаружение лесных пожаров, средства борьбы с ними, информационное и техническое обеспечение) авиационные и наземные службы могут контролировать лесные пожары только в условиях низкой и средней пожарной опасности.