Эколого-экономическая оценка природоохранных функций лесных экосистем, страница 24

Это означает, что в системе мониторинга в режиме реального времени  производится обработка поступающей информации и принятие решений, в том числе и о программе пробоотбора (время, пространственные координаты, параметры, точность и т.д.) на следующем шаге. Таким образом, при необходимости происходит включение в работу дополнительных подсистем сбора информации о состоянии окружающей среды. В «спокойном» режиме, т.е. при принятии решения об удовлетворительном качестве окружающей среды, работает только система интегральной оценки качества окружающей среды. Основной цикл работы системы экологического мониторинга, действующей в режиме реального времени, приведен на рисунке.


 


Концептуальная схема работы системы экологического мониторинга реального времени

7.3. Методы интегральной оценки состояния окружающей среды

В настоящее время разработано достаточное количество методов интегральной оценки состояния окружающей среды. Они основаны на использовании живых организмов в качестве индикаторных и тестовых объектов. Для оценки состояния окружающей среды используются генетические, биофизические, биохимические, физиологические, популяционно-динамические показатели живых организмов. Эта методология в целом построена на принципе общности процессов гомеостаза развития у живых существ и позволяет использовать для анализа различные виды растений и животных. Необходимые методы выбирают в зависимости от конкретных условий и постановки задачи мониторинга.


8. Эколого-экономическая роль лесных ресурсов в системе устойчивого развития

Проблемы стабильности существования человечества как результат проявления противоречий в социальной, экономической и экологической сферах его деятельности. Программы мероприятий для перехода к устойчивому развитию, призванные сбалансировать эти противоречия, базируясь на принципах триады: человек – хозяйство - природа, в настоящий момент приняты на мировом и национальных уровнях.

В основном документе Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию – «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) – изложены рекомендации и принципы устойчивого развития, представляющие стратегию общества на будущее. Генеральной идеей «Повестки дня на XXI век» выступает обеспечение равенства возможностей использования и сохранения природно-ресурсного потенциала, как для нынешнего, так и будущих поколений.

Необходимость устойчивого развития весьма актуальна для Республики Беларусь, особенно в плане поиска адекватного ответа на веление времени: становления страны как суверенного государства, перехода к рыночным отношениям. Основным документом, определяющим направления решения общенациональных вопросов Беларуси, взаимосвязанных с мировым развитием, является «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь». Одной из важных задач в этом документе выступает изменение приоритетов экологической политики государства – переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», экологизация хозяйственной деятельности, достижение гармонии человека и природы, обеспечение устойчивого природопользования.

Особое значение в системе устойчивого природопользования Беларуси имеет стабильное состояние лесных ресурсов. Спецификой этих ресурсов является возможность их многоцелевого использования: кроме поставки древесного сырья, леса выполняют водоохранные и почвозащитные функции, влияют на микроклимат, служат территориальной базой для организации отдыха и побочных пользований. В последние годы усиление антропогенной нагрузки на лесные ресурсы, сложившаяся неблагоприятная планетарная экологическая ситуация, а также ориентация мирового сообщества на устойчивое развитие предопределили особую актуальность и необходимость учета в практике лесного хозяйства средообразующих и реанимирующих функций лесных ресурсов, обеспечивающих экологический потенциал страны. Среди основных общеевропейских критериев установленного управления лесами (сформулированных и дополненных рядом индикаторов в 1994 г. – в Женеве, в 1995 г. – в Анталии), на которое должно ориентироваться лесное хозяйство государства, наряду с обеспечением высокой продуктивности выделяется также поддержание и сохранение биологического разнообразия, защитных и социально-экономических функций лесных ресурсов.