Эколого-экономическая оценка природоохранных функций лесных экосистем, страница 32

Выводы, заключения, рекомендации, получаемые на основе мониторинга, аудиторских проверок и других способов контроля позволят осуществлять качественный эколого-экономический анализ, помогут разработать и принять необходимые корректирующие и превентивные меры.

9.1.Научно-методические подходы к эколого-экономическому регулированию

Экологически устойчивое развитие не может быть обес­печено без централизованных методов воздействия на хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в экономику (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие народного хозяйства. Особенно это относится к такой неординарной сфере экономики, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким - от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Природопользование является одним из самых сложных объектов управления и регулирования, поскольку находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. А природа, как известно, инерционна, изменения в ней происходят значительно медленнее, чем в экономике. В связи с этим чрезвычайно большая роль принадлежит научной обоснованности решений по регулированию этих процессов исходя из грамотного прогноза возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. И здесь очень важно, на наш взгляд, внести определенную терминологическую ясность. В современной экономической литературе понятия "управление" и "регулирование" зачастую отождествляются. Мы тоже часто используем их как синонимы. Вместе с тем можно достаточно четко выделить их функциональные различия, что существенно для нашего дальнейшего исследования.

Управление природопользованием - это основополагающее понятие, имманентное планово-директивной экономике. Оно предполагает осуществление целого ряда специфических функций, воздействующих на экологические отношения, а именно:

- нормотворчество и законодательная инициатива в об­ласти охраны окружающей среды и природопользования;

- учет природных объектов и ведение природных кадастров;

- мониторинг окружающей среды;

- экологический контроль и экспертиза;

- планирование и прогнозирование природоохранной деятельности;

- применение санкций за нарушение экологического за­конодательства и т. п.

Данные функции были свойственны всем отраслям и звеньям управления природопользованием (как на макро-, так и микроуровне), предполагали использование командно-распорядительных и узкоотраслевых методов управления, зачастую прямое вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, жесткую регламентациюих экологической деятельности.

В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения уп­равленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление (в трактовке, изложенной выше) развертывается на уровне производственного объекта и сводится, в основном, к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений и выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду.

На макроуровне воздействие властных структур приобретает характер регулирования, что предполагает отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность субъектов хозяйствования, снижение степени "зарегламентированности" природоохранной деятельности.

Под экологическим регулированием (в широком смысле этого понятия) мы подразумеваем систему мер и способов государственного воздействия на экологизацию экономического развития. Основными его инструментами выступают государственная экологическая политика, нормотворчество и экономический механизм природопользования.