Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 9

2.  Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. – СПб., 2004.

3.  Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые. Антропология болезни в средни е века. – СПб.,2004.

4.  Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

5.  Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

6.  В. Караева История средних веков. – М., 1999.

7.  Гофф Ж.ле Средневековый мир воображаемого. – М.,2001.

8.  Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

9.  Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

10.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

11.  Дюби Ж. Европа в средние века. - См., 1994.

12.  Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев,1995.

13.  Кассиан (Безобразов),еп. Христос и первое христианское поколение.,4-е изд.,испр.- М.,2001.

14.  Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980.

15.  Культура и искусство средневекового города. - М., 1984.

16.  Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. - М-Клин, 1995.

17.  Кураев А. Школьное богословие. - М., 2000.

18.  Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

19.  Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1976.

20.  Мейендорф И.,прот. Введение в святоотеческое богословие. – Мн., 2007.

21.  Парнов Е.И. Трон Люцифера. - М., 1985.

22.  Флоровский П., прот.Иконостас. – М., 2007.

23.  Хайзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

24.  Христианство и религии мира. – 2-е изд. – М., 2008. 

25.  Честертон Г.К. Вечный человек. - М., 1991.

26.  Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. – СПб.,2003.

Тема 6. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

            1. Введение:

Эпоха Возрождения понимается как переломный момент в истории человечества, который ознаменовался переосмыслением и в некотором смысле возвратом к «золотой поре» - античности. Знаковым событием для этой культурной эпохи поры стал 1341 год, когда на Пасху беженцу из Флоренции, поэту Франческо Петрарке сам император возложил на голову венок. В этом действе встретились культурные традиции античности и христианства. Человек как личность, как Божий со-творец, нечто самоценное, становится в центр мироздания и является обожаемым символом культуры Возрождения.

      2. Цель:

·   дать общую характеристику эпохе Возрождения;

·  показать особенности Итальянского и Северного Возрождения.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  социально-исторический контекст эпохи Ренессанса;

·  отличительные черты  ренессансной культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей культуры Возрождения;

·  такие понятия, как: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, великие географические открытия, пантеизм, титан.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные этапы и региональные особенности в развитии культуры Возрождения;

·  находить особенности артефактов итальянского и северного возрождения;

·  сравнивать эпоху Возрождения с предшествующими культурными периодами.

     Студент должен приобрести навыки и качества:

·  элементарного анализа артефактов эпохи Возрождения;

·  интерпретации особенностей художественной культуры Ренессанса.

       4. Учебные вопросы:

  1. Возрождение как историко-культурная эпоха.
  2. Особенности художественной культуры Ренессанса.
  3. Итальянский Ренессанс.
  4. Северное Возрождение.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Объясните название периода в истории  европейской культуры - эпоха Возрождения.

2.  В чем выражался переходный характер эпохи Возрождения?

3.  Почему феномен Возрождения зародился в Италии?

4.  Как соотносятся возрожденческий гуманизм и господствовавшая в средневековой Европе христианская традиция? Наблюдается ли в данном случае какая-либо преемственность?