Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 16

20.  Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. – М., 1998.

21.  Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991.

22.  Флоровский П., прот. Иконостас. – М.,2007.

  1. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. – М., 1995.
  2. Чернышев В.М. Религиоведение. – Киев, 2003.
  3. Честертон Г.К. Вечный человек. – М., 1991.

26.  Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. М.; К., 1994.

  1. Шмеман А., прот. Таинство Крещения; Исторический путь Православия; Церковь, мир, миссия; Мысли о Православии на Западе и др. работы
  2. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

Тема 10. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ (2 занятие).

           1. Введение:

В плюралистическом мире, в котором мы живем, где полифонией звучат голоса различных религиозно-культурных ценностей и установок, сложно разобраться, где есть истина и как ее соотносят с человеком ведущие религии. Изучая особенности религиозных верований, их роль в истории мировой культуры, сравнивая их между собой, необходимо понять, действительно ли все религии похожи друг на друга в главном ? В данном разделе будут рассмотрены особенности культурного развития Индии, Китая и исламских стран в контексте религиозных традиций.

            2. Цель:

·  изучить характеристики мировых религий;

·  проследить религиозную обусловленность важнейших культурных традиций человечества;

·  формировать культурно-религиозную толерантность.

        3. Задачи:

 Студент должен знать:

·  особенности культур Востока;

·  такие понятия, как: сансара, карма, майя, веды, мантра, мокша, нирвана, брахман, буддизм, джайнизм, дживы, атман, муни, каста, упанишады, веданта, принцип ахимсы, сикхизм, конфуцианство, Дао, Коран, сунна, шариат, намаз, хадж, закят, джихад, иджма,  рамадан, суфизм.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные черты  важнейших религиозных систем мира;

·  реконструировать религиозные составляющие культурных феноменов;

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  анализа и иллюстрации примеров влияния религиозных верований на мировоззрение человека;

·  терпимого отношения к представителям иных культур. 

   4. Учебные вопросы:

  1. Индо-буддистский тип культуры.
  2. Конфуцианско-даосистский тип культуры.
  3. Мир исламской культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Выделите особенности культуры Индии.

2.  Почему индийская культура вызывает большой интерес в западном мире?

3.  Согласились бы Вы с утверждением христианского богослова, который так обозначил разницу между буддизмом и христианством: Будда пришел спасать людей от жизни, а Христос - от смерти?

4.  Почему йогу называют «искусством смерти»?

5.  Сколько каст насчитывается в современной Индии?

6.  Буддизм считается весьма миролюбивой религией (по сравнению с христианством и исламом), но теория и практика буддизма легли в основу психологической подготовки мастеров боевых искусств Дальнего Востока. Нет ли здесь противоречия?

7.  В чем проявилось влияние конфуцианства на культуру Китая?

8.  Чем отличается традиционная китайская система ценностей от европейской?

9.  Почему религиозные ценности занимают особое место в культуре арабо-мусульманского мира?

10.Каково отношение к женщине в исламском мире в сравнении с христианскими традициями?

11.Какие области культуры получили наивысшее развитие в исламском мире?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Оккультные «науки» даосов.
  2. Йога.
  3. Дзэн-буддизм и японское искусство.
  4. Буддистское монашество.
  5. Фэн-шуй.
  6. Кастовая система в индуизме.
  7. Современная культура Индии.
  8. Культура сикхизма.
  9. Псевдоиндуистские секты современности.
  10. Семейные традиции в Индии: история и современность.
  11. Женщина в исламе.
  12. Семейные традиции в исламской культуре.
  13. Символика мечети.
  14. Суфийская поэзия.
  15. Творчество Омара Хайяма.