Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 10

5.  Какие ценности приоритетны для человека ренессансной культуры?

6.  Время расцвета возрожденческой культуры в Италии - это время резкого падения нравов (широко распространились проституция, гомосексуализм, политическая и бытовая жестокость, наблюдалась увлечение магией, алхимией, эзотерикой). Случайно ли это совпадение?

7.  Почему ренессансному мироощущению были свойственны настроения пессимизма и духовные колебания?

8.  Сравните изобразительное искусство Возрождения - а) со средневековым; б) с античным.

9.  Назовите художников, архитекторов и литераторов - представителей Итальянского Возрождения. Вспомните названия главных их произведений.

10.Каких людей называют «титанами эпохи Возрождения»? Приведите примеры.

11.Расскажите о театре эпохи Возрождения. Почему театр У.Шекспира назывался «Глобус»?

12.В чем своеобразие Северного Возрождения по сравнению с Итальянским?

13.Назовите художников и литераторов - представителей Северного Возрождения. Вспомните названия их произведений.

14.Какие новые музыкальные жанры появились в эпоху Возрождения?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Связь науки и искусства в эпоху Возрождения.
  2. Творчество Данте Алигьери.
  3. Жизнь и творчество Ф.Петрарки.
  4. Универсальность «титанов» эпохи Возрождения (жизнь и творчество 1-го по выбору- Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.).
  5. Загадка «Мона Лизы» Леонардо да Винчи.
  6. Творчество Ф.Рабле.
  7. Театр эпохи Возрождения.
  8. Творчество Бокаччо («Декамерон» и др. новеллы).

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Золкин А.Л. Культурология. – М.,2009.

3.  Культурология / Под ред. А..Радугина. – М., 2003.

4.  Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2003.

            Дополнительная:

1.  Баткин И.М. Данте и его время. - М., 1965.

2.  Баткин И.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М., 1989.

3.  Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

4.  Брагина Л.Н. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М., 1977.

5.  Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. – М.,2004.

6.  Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.,1986.

7.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1987.

8.  Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. - М., 1979.

9.  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

10.Любимов Л. Искусство Западной Европы.- М., 1976.

Тема 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Введение:

Новое время – эпоха, охватывающая в европейской и истории время с конца XVI-по начало  XX вв. – явилось периодом интенсивного социального и культурного развития западного общества, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений. Культура XVII века – это культура, в которой совершилась попытка воплотить в жизнь идеи гуманистов, сделать их рациональными и применимыми к обществу. XVII век с его Реформацией, барокко и маньеризмом подготовил почву для социальных и духовных потрясений Просвещения. Особое место в истории занимает XVIII век – эпоха Просвещения, «век разума». Для этой эпохи были характерны следующие идеологемы: установление «царства разума», основанного на гуманистических принципах и «естественном» равенстве, политическая свобода и гражданское равенство. Наблюдавшийся в это время бурный расцвет знания, основанного на опыте, стремление в рамках одной философской системы объяснить все стороны окружающего мира усилили прямое воздействие науки и философии на литературу, искусство вообще. Культурное наследие XVIII в. представлено произведениями классицизма, сентиментализма, рококо. XIX столетие явилось веком классики. Наряду с бурным развитием социально-экономической и политической сферы XIX век стал временем расцвета европейской литературы и искусства; подъемом национальных литератур. Искусство этого времени характеризуется многообразием художественных стилей: романтизм, реализм, импрессионизм.