Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 13

2.  Книги философа Ф.Ницше, имевшие мало читателей при жизни автора (он был признан сумасшедшим в 1888 г., умер в 1900 г.), приобрели большую популярность в среде культурной элиты начала ХХ века. Объясните этот рост популярности философа.

3.  Философ Х.Ортега-и-Гассет свою книгу о модернистском искусстве назвал «Дегуманизация искусства». Объясните это название.

4.  Охарактеризуйте основные направления модернистского искусства.

5.  Назовите художников - представителей: а) импрессионизма; б) кубизма; в) сюрреализма; г) абстракционизма.

6.  Что Вы знаете о модернистских экспериментах в театральном искусстве?

7.  Расскажите о модернизме в кино. В музыке.

8.  Что Вы знаете о попытках создания синтетических форм искусства?

9.  «...культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...». Объясните и прокомментируйте эти слова К.Маркса.

10.  «Нет ли у тебя впечатления от жизни, если это можно назвать жизнью, что мир разбит вдребезги? Да, разбит, как сломанные часы… Подносишь к уху, не слышишь ничего… Человеческий мир, должно быть, имел когда-то сердце, которое, похоже, уже не бьется» Прокомментируйте Г.Марселя.

11.  «Как бы мы не избегали об этом говорить, нельзя не видеть, что сохранить стиль жизни и старую траекторию прогресса можно, лишь полностью порвав с системой норм христианской морали, на которой возникла наша цивилизация. ...Чтобы сохранить общество потребления, мы должны убить Христа». Согласились бы Вы с этим утверждением российского ученого С.Кара-Мурзы?

12.  Правы ли те мыслители (например, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет и др.), которые утверждали, что идея равенства людей играет в истории чрезвычайно антикультурную роль?

13.  В чем сущность и значение «диалога культур»?

14.  Какие особенности имеет язык современной культуры?

15.  Чем объясняется разрастание феномена массовой культуры во второй половине  XX века?

16.  Что такое постмодернизм?

17.  Почему искусство постмодернизма называют антиинтеллектуальным?

18.  Приведите примеры произведений, созданных в постмодернистском стиле.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Творчество Ф.Кафки.

2.  Творчество Ж.-П. Сартра.

3.  Литература «потока сознания».

4.  Творчество С.Дали.

5.  Жизнь и музыка Р.Вагнера.

6.  Модернизм в театре.

7.  Модернизм в кино.

8.  Экологическое сознание Запада и Востока.

9.  Нравственное измерение научного прогресса.

10.Й.Хейзинга о кризисе культуры.

11.Хэппенинги и перформансы.

12.Тоталитарная культура как оппозиция авангарду.

13.Творческая деятельность 1-го из представителей постмодернизма (по выбору).

14.Концепция «конца человека» в современной культуре.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Золкин А.Л. Культурология. – М., 2009.

3.  Культурология / Под ред. А..Радугина. – М., 2003.

4.  Мартынов В. Ф. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие. – Мн.,2008.

5.  Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2003.

6.  Языкович В.Р. Культурология. – Мн., 2005.

            Дополнительная:

1.  Актуальные проблемы культуры XX века. – М.,1993.

2.  Банфи А. Философия искусства. - М., 1989.

3.  Батракова С. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ века. - М., 1990.

4.  Барт Р. Избранные работы. Семиотика.Поэтика. – М.,1989.

5.  Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.,1995.

6.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

7.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1989.

8.  Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

9.  Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М., 1980.

10.  Кора-Мурза С. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. -  1990.-  № 9.

11.  Культурология. ХХ век. - М., 1995.