Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 18

·  такие понятия, как миссионерство, теология освобождения, экуменизм, религиозный фундаментализм, транс, экстаз, реинкарнация, ритуал, мантра, секта, тоталитарная секта, гуру, организация, метод, эзотерический разрыв, «бомбардировка любовью», новояз, «эффект магнитофона», контролирование сознания, массивная индоктринация, «синдром зависимого типа личности», вербовка, NewAge, уфология, астрология, эзотерика, экстрасенсорика, визуализация, сатанизм, неоязычество,  наркокультура, теософия, антропософия, спиритизм, магия, оккультизм, эра Водолея;

·  конфессиональную структуру современной Беларуси.

Студент должен уметь:

·  характеризовать особенности новых религиозных движений;

  • анализировать соотношение традиционных и нетрадиционных религий;

·  давать характеристику современному состоянию религиозной сферы;

Студент должен приобрести навыки и качества:

  • утверждения принципа свободы совести;
  • выявления деструктивной направленности религиозной деятельности;

·  ведения диалога с представителями новых религиозных движений с целью избежать попадания в секту.

            4. Учебные вопросы:

  1. Тенденции современной религиозной  динамики.
  2. Новые религиозные движения: общие понятия.
  3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен.

4.  Конфессиональная структура современной Беларуси.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

  1. Назовите основные тенденции современной религиозной динамики.
  2. Что Вы знаете об экуменизме? Согласны ли Вы, что все религии схожи в главном и их нужно объединять в целях мира и культурного прогресса?
  3. Дайте определение секты. Назовите ее признаки.
  4. Какие псевдохристианские секты вам известны?
  5. Почему сектанты охотятся за талантливой успешной молодежью?
  6. Почему в сектах постоянно поддерживается псевдосемейная атмосфера: «новые братья», «новые родители»?
  7. Что такое тоталитарная секта? Назовите ее основные признаки.
  8. Что такое «бомбардировка любовью»?
  9. Как, по-вашему, можно избежать попадания в секту?
  10. «Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Zyko» и соком живого плода». Прокомментируйте высказывание индолога Ирины Глушковой.
  11. Свидетели Иеговы – традиционная христианская протестантская деноминация. Согласны ли Вы с этим утверждением? Прокомментируйте.
  12. В чем принципиальные отличия секты от Церкви?
  13. Почему в последнее время стало модным обращаться к экстрасенсам, гадалкам, магам?
  14. Каковы тенденции религиозной жизни в Республике Беларусь?
  15. Согласны ли Вы с утверждением, что среди постсоветских государств религиозный иммунитет Беларуси против иноземных деструктивных сообществ является более высоким? Поясните.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Чикагский религиозный парламент (1898 г.): история и последствия.
  2. Секта в моем городе (на примере одной).
  3. Оккультные практики современности.
  4. Религиозный фундаментализм

5.  Миссионерская деятельность традиционных религий.

  1. Религиозный и культурный диалог культур в Беларуси.

7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

  1. Христианство и религии мира. – 2-е изд. – М.: Про-Пресс, 2008.  – 224 с.
  2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты – 3-е изд. – Нижн.Новгород: «Христианская библиотека, 2008. – 814 с.
  3. Языкович В.Р. Религиоведение: учеб.пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2008.  – 272 с.

        Дополнительная:

1.  Балагушин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М., 1984.

2.  Бхагавад-Гита как она есть. – М.-Лн., 1986. – 830 с.

3.  Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М., 1997.

4.  Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. В 2 т. – М., 1997.

5.  Мартос А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. – Мн., 1990.

6.  Шевцов Ю. Беларусь в религиозном измерении // Свободная мысль. – 1996. – № 8.