Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 3

            2. Цель:

·  представить культуру как динамично развивающуюся систему;

·  ознакомить с основными типами культуры;

·  изучить особенности первобытной культуры;

·  выявить специфику феномена мифа в истории культуры.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные источники культурной динамики;

·  формы и типы культур;

·  плюралистический характер современной культуры и неоднозначность происходящих в ней процессов;

·  такие понятия, как: культурная адаптация, межэтническая коммуникация, межкультурная коммуникация, аккультурация, культурная диффузия, культурная конфигурация, культурный конфликт,  массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура, контркультура, субкультура, гедонизм, натурализм,  прагматизм, «чистое искусство».

·  этапы становления первобытной культуры;

·  такие понятия, как: синкретизм, символизм, архетип, миф, тотемизм, магия, культ, анимизм, фетишизм, табу, инициация, шаман, похоронный обряд, «палеолитические венеры».

Студент должен уметь:

·  анализировать особенности пространственного распространения и взаимодействия культур;

·  понимать роль и значение социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в становлении культуры;

·  характеризовать основные формы ранних религиозных верований и их позднейшие рецидивы;

·  вычленять мифологемы из культурного явления.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  интерпретирования и иллюстрирования механизмов изменения и наращивания культурного потенциала;

·  анализа экономических, философских и психологических основ массовой культуры;

·  воспитания высокого эстетического вкуса;

·  диалога как способа приобщения к культуре и обществу;

·  элементарного анализа культурно-исторического развития;

·  рассмотрения археологических и этнографических источников информации о первобытной культуре.

4. Учебные вопросы:

1.  Источники культурной динамики.

2.  Социальные типы культуры: элитарная, массовая, тоталитарная,  маргинальная, контркультура.

3.  Этнонациональные типы культуры.

4.  Исторические типы культуры.

5.  Культура первобытности: этапы становления и основные черты.

6.  Миф как феномен первобытной культуры.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что такое преемственность и культурное наследие? Какая между ними существует связь?

2.  В чем заключается разница между ассимиляцией и аккультурацией?

3.   Что такое культурный конфликт? Приведите примеры.

4.  Что такое этноцентризм, расизм? Насколько серьезную проблему они представляют?

5.  Почему массовую культуру называют еще «коммерческой культурой, «культурой антиусталости»?

6.  Почему в современном мире именно США стали своеобразным «эпицентром» распространения массовой культуры?

1.  Можно ли считать фрейдизм философской основой массовой культуры?

2.  Сравните элитарную культуру и контркультуру. В чем их сходство? В чем их различие?

3.  Что такое тоталитарная культура? Маргинальная? Приведите примеры.

4.  Что Вы знаете о погребальных обрядах древности? Назовите известные погребения.

5.  Почему пещеру Ляско называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»?

6.  Какую роль в жизни первобытного общества играл обычай табуирования? Приведите примеры табу.

7.  Приведите примеры того, что фрагменты древних религиозных верований присутствуют в жизни наших современников.

8.  В чем состоят достоинства мифологического мировидения?

9.  Что такое миф? Какие функции он выполнял в первобытном обществе? Существуют ли современные мифы?

10.Каково значение эпохи первобытности в истории культуры человечества?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Поколение - движущая сила преемственности.

2.  Элитарное кино.

3.  Рок-музыка.

4.  Культурная роль телевидения.