Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 11

            2. Цель:

  • дать характеристику основным чертам западноевропейской культуры Нового времени;
  • определить место и роль эпохи Просвещения в культурном развитии человечества;
  • указать на особенности культуры XIX века.

            3. Задачи:

     Студент должен знать:

·  основные черты культуры Нового времени;

·  стилевые и жанровые особенности искусства XVII-XVIII вв. ;

·  имена и произведения наиболее выдающихся деятелей культуры, просветителей этого периода;

·  такие понятия, как: деизм, пантеизм, секуляризм, скептицизм, дидактизм, барокко, рококо, эпоха Просвещения, утопизм, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, иерархия жанров;

·  имена выдающихся творцов XIX века.

Студент должен уметь:

·  определять стилевую и жанровую принадлежность артефактов Нового времени;

·  характеризовать  универсализм творческих и жизненных интересов мыслителей эпохи Просвещения.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  анализа и интерпретации основных доминант культуры Нового времени.

       4. Учебные вопросы:

1.  Черты западноевропейской культуры Нового времени.

2.  Европейская культура и наука в XVII веке.

3.  Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века.

4.  Основные тенденции культуры XIX века.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Какие ценности стали определяющими в Новое время?

2.  Почему принято считать, что научная революция XVII в. заложила основы новоевропейской культуры?

  1. Сравните художественные стили: а) барокко и рококо; б) барокко и классицизм.
  2. Назовите имена художников - представителей стиля а) барокко; б) классицизма; в) романтизма. Назовите также имена архитекторов, писателей и поэтов, композиторов.
  3. Объясните название периода в истории Европы (и европейской культуры) - эпоха Просвещения.
  4. Какая страна в XVIII веке становится гегемоном духовной жизни Европы? Попробуйте объяснить, почему.
  5. Зримым воплощением эстетических и этических идеалов эпохи Просвещения культурологи называют сады и парки. Объясните и прокомментируйте эту точку зрения.
  6. Какое место в истории европейской культуры занимает «Энциклопедия искусств, наук и ремесел»?
  7. Сравните эстетические и социально-этические воззрения французских просветителей и гуманистов эпохи Возрождения. Наблюдаете ли Вы здесь какую-либо преемственность?
  8. Почему XVIII век называют «золотым веком театра»?
  9. Творчество каких композиторов можно считать вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения? Назовите их наиболее известные произведения.
  10. Какие области художественного творчества получили наибольшее развитие в XIX в.?
  11. Назовите выдающихся представителей французской, немецкой, английской литературы XIX в.
  12. В каком положении оказались христианские церкви в Новое время? Что способствовало широкой экспансии ислама и протестантских направлений?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Реформация и протестантизм.
  2. Творчество Х.Рембрандта.
  3. Архитектура барокко.
  4. Творчество Караваджо.
  5. Музыка И.-С.Баха или В.-.А. Моцарта (на выбор).
  6. Творчество маркиза де Сада.
  7. Европейский утопический роман XVI-XVIII веков.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Культурология / Под ред. А..Радугина. – М., 2003.

3.  Лапина С.В. Культурология: учеб.пособие для вузов.  – 3-е изд. – Мн.,2006.

4.  Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М.,2003.

5.  Языкович В.Р. Культурология. – Мн., 2005.

            Дополнительная:

1.  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные труды. – М.,1991.

2.  Век Просвещения. М-Париж, 1970.

3.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М., 1989.