Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 12

4.  Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. -М., 1988.

5.  Культура эпохи Просвещения. - М., 1993.

6.  Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. - М., 1983.

7.  Оссовская М. Рацарь и буржуа. – М.,1987.

8.  Просветительское движение в Англии. – М.,1991.

9.  Сосновский А.В. Лики любви. Очерки истории половой морали. - М., 1992.

10.  Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.

Тема 8. КУЛЬТУРА XX ВЕКА

            1. Введение:

В начале XX века человек испытал множество настроений, которые отразились в культуре: в формах искусства, в общественных настроениях, в нравственных канонах, в правилах общественной морали, в экономике. Но все области в жизни человека затронуло новое особое ощущение – ощущение абсурда. Человек ощутил, как пространство мира распадается. Мир не поддавался напору разума, уходил из-под ног, и человек понял, что его мысли о могуществе – это иллюзия. Человек осознал себя «главным промахом Бога» (Ф.Ницше), и провозгласил ненужность Бога для себя. Человек научился только мучить мир и самого себя, потому что остался один на один с разрушающимся самим собой. Культура заменила религию. Модернизм – (фр.modern – «новый») – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве конца XIX – первой половины XX века. Модернизм просуществовал до 50-60-х гг. XX века, в 70-е гг. его сменил постмодернизм. И если модернистское произведение интеллектуально и требует всесторонней подготовки для правильного понимания воспринимающим субъектом, то постмодернизм антиинтеллектуален по сути.  Используя для создания своих произведений утраченные культурные образцы прошлого как кубики, он играет с адресатом -  понимание не принципиально, диалог не важен. «Наступает время, когда человек становится бесполезным» (Симона де Бовуар). А что дальше? 

            2. Цель:

·  ознакомить с философско-эстетическими основами культуры XX века;

·  дать характеристику авангардным направлениям в искусстве;

·  вывить тенденции культуры постмодернизма.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  имена и идеи мыслителей, повлиявших на формирование культуры XX века;

·  основные направления модернизма, их представителей;

·  такие понятия, как: интуитивизм, экзистенциализм, абсурд, бессознательное, автоматическое письмо, «поток сознания», символизм, экспрессионизм, импрессионизм, постимпрессионизм, авангард, «ready-made», кубизм, фовизм, футуризм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, лэнд-арт, минимализм, концептуализм, театр абсурда, деконструкция, симулякр, интертекстуальность, гипертекст, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология, эклектизм, коллаж, хэппенинг, перформанс, отчуждение человека;

·  основных представителей и черты культуры постмодернизма;

·  глубину проблем, с которыми столкнулась современная европейская культура;

·  ситуацию постмодерна в духовной культуре;

Студент должен уметь:

·  соотносить культурный артефакт с определенным направлением современного искусства;

·  характеризовать важнейшие тенденции и факторы развития западноевропейской культуры,

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  элементарного анализа произведений современной культуры;

·  характеристики особенностей творчества наиболее значительных деятелей европейскйо культуры ХХ века.

4. Учебные вопросы:

1. . Модернизм.

2. Авангардные направления в искусстве.

3. Культура второй половины XX века. Постмодернизм.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Назовите важнейшие философские основы духовной культуры Европы в ХХ веке.