Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 14

12.  Лапин А. Наука и природа // Наш современник. – 1991. - № 8.

13.  Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.,1998.

14.  Маньковская Н. Эстетика постмодерна. – М.,2000.

15.  Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1987.

16.  Наков А. Русский авангард. - М., 1991.

17.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра и др. / Соч. в 2-х тт. – М.,1990.

18.  Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.. 1991.

19.  Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

20.  Тоффлер А. Столкновение с будущим // Иностранная литература. – 197. -  №3.

21.  Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

22.  Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я». – М.,1925.

23.  Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,1990.

24.  Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

25.  Элиас Н. Общество индивидов. – М.,2001.

26.  Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.

Тема 9. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ (1 занятие).

1. Введение:

Сегодня и положения науки утверждают, что человек на всех этапах своего развития был религиозным. Религиозность – естественное состояние человека. С древности существуют разные определения слова религия, но все они сводятся к одному: к связи между человеком и Богом. Религия – сложное явление, основанное на вере в существование божественного сверхъестественного мира, включающего в себя и некоторое знание об этом мире (догматы, вероучение), и эмоциональное отношение к нему (любовь, страх и т.п.), и нравственные заповеди, и культ, и церковную организацию. История человечества знает несколько теорий происхождения религии, наиболее известными из которых являются: просветительская теория, теория Фейербаха, марксистская теория, эволюционная теория, психоаналитическая теория. Наконец, христианское учение о возникновении религии и современная наука о происхождении религии, положения которых не противоречат другу другу. В культурологии существуют два основных подхода на религию: религия рассматривается как одна из сфер культуры, имеющая самостоятельную ценность наряду с такими ее формами, как искусство, мораль, философия; и религия является источником культуры; по мысли П. Флоренского, культура рождается из культа.

Христианство нередко характеризуют как конец всех религий.  Спаситель Иисус Христос, как свидетельствует христианство, дает исчерпывающий ответ на духовные искания во всех религиях мира и полноту спасения. В разделе будут рассмотрены основные ветви христианства: Православие и Католицизм, а также особенности Протестантизма и его основных деноминаций.

            2. Цель:

·  раскрыть сущность религии;

·  познакомить с основными концепциями происхождения религии;

·  познакомить с типами религий;

·  обозначить основные подходы к месту религии в культуре;

·  дать общую характеристику основных положений и сущности христианства.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  определения религии;

·  богословские и научные теории происхождения и сущности религии;

·  типы религий;

·  историю возникновения и основные положения христианского вероучения.

Студент должен уметь:

·  анализировать роль религии в жизни человека;

·  определять типологическую принадлежность религий;

·  сравнивать и анализировать учения православной и католической церквей;

·  ориентироваться в особенностях протестантских религиозных течений.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  межконфессионального диалога;

·  религиозной толерантности;

·  утверждения принципа свободы совести.

            4. Учебные вопросы:

1. Определение, происхождение, сущность религии.

2. Типология религий.

3. Место религии в культуре: основные подходы.

4. Христианская культура.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Расскажите про этимологию слова religio.