Анализ состояния и структуры аварийности на автомобильном транспорте в Курьинском районе Алтайского края, страница 7

       Наезд на  препятствие составляет один случай. Рассматриваемый вид ДТП  включает происшествия, в которых транспортные средства  наезжают или ударяются  о неподвижный предмет  или препятствие (здание, опору моста, столб, дерево, ограждение, мачту городского освещения и т.д.).

     ДТП, связанные  с наездами  на велосипедистов составляют два случая от общего количества и представляют собой происшествия, при которых  транспортные средства наезжают  на велосипедистов или они сами наталкиваются  на движущиеся  транспортные средства.  Согласно Правилам дорожного движения велосипед представляет собой  транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся  на нем за исключением инвалидных колясок. Наезды на неподвижные транспортные средства – это происшествия, отличающиеся от столкновений тем, что одно из участвующих транспортных средств не движется. К этому виду происшествий относятся так же столкновения с неподвижными  прицепами  и полуприцепами.  Доля описанного вида происшествий составляет  5 случаев.

           К прочим ДТП относят  падение перевозимого груза или пассажира с движущегося транспортного средства  или его салона. В общем составе ДТП они составляют 1 случай.

График 1.  Распределение  ДТП по видам

1 - наезд на пешехода;

2 - столкновение;

3 - наезд на препятствие;

4 - наезд на велосипедиста;

5 - опрокидывание;

6 - наезд на стоящее транспортное средство;

7 - прочие происшествия.

         Приведенные выше годовые абсолютные показатели  аварийности могут быть использованы при управлении системой обеспечения безопасности дорожного движения для принятия долговременных решений, рассчитанных на перспективу. Для оперативного же управления  обычно требуются показатели аварийности за небольшие промежутки времени, чаще всего средние значения количеств ДТП за месяц и за сутки. Это  особенно необходимо при проведении сезонной профилактической работы в отдельных автотранспортных предприятиях, а также в других учреждениях и организациях.

        На графике 2 и 3  приводится распределение дорожно-транспортных происшествий по дням недели и месяцам года. Как видно из скачкообразного распределения ДТП в течение года, наибольшее их количество  приходится на периоды с мая по июль (около 49%) и с августа по октябрь (около 29%).           

        Это объясняется, прежде всего, увеличением  интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков, связанных с появлением на автомобильных дорогах большого количества  индивидуальных транспортных средств после зимнего периода, когда большинство водителей  стараются не использовать свой автотранспорт, а также с возрастанием объема грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых государственными автотранспортными предприятиями и предприятиями других форм собственности.

          Интересные данные собрал югославский учёный М.Джуич. По его сведениям, со времени появления автомобиля и до наших дней в дорожных катастрофах на планете погибло примерно 25 миллионов человек. Кроме того, исследование показало, что наименее опасным является автобус. На первом месте стоит собственный автомобиль: на каждый миллиард человеко-километров на автобусном транспорте в среднем приходится один погибший, на собственных автомобилях - девятнадцать.

        Приведенное распределение позволяет выделить «пиковые» месяцы, т.е. те периоды, в которые количество ДТП достигает максимального значения. К ним можно отнести июнь, июль и октябрь, на долю которых приходится соответственно 11; 5; 6; ДТП от общего количества происшествий. Самыми аварийными днями, что следует из графика распределения общего количества ДТП  в течение недели, являются вторник и пятница.

        Количественный анализ предполагает цифровые показатели аварийности, возможное их сравнение за определенный промежуток времени, а также выявление  общих тенденций изменения показателей.