Анализ состояния и структуры аварийности на автомобильном транспорте в Курьинском районе Алтайского края, страница 19

За  последнее  время охрана человека и природы  от различных вредностей и опасностей становится одной из актуальнейших социальных и научно-технических задач. Влияние человека на природу стало принимать не

только региональный, но и глобальный характер. Масштабы человеческой деятельности таковы, что в большинстве случаев природа не в состоянии самозащищаться от вредностей, которые вносит человек. Это  приводит  к нарушению сложившегося равновесия между человеком и средой его обитания. Изменение природных условий происходит в результате хозяйственной  деятельности человека  в самых различных областях: развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, городского хозяйства. Особенно это проявляется в условиях развития народного хозяйства. Последствием этой деятельности является загрязнение окружающей среды: атмосферы, водных бассейнов, почвы, и как результат – пагубное влияние на человека, животных растительный мир  в целом. Основными направлениями борьбы с загрязнением окружающей среды  являются: возможно полное, комплексное использование сырья и энергии, применение безотказной технологии, санитарная чистка и утилизация промышленных, коммунальных и других выбросов.

В деле охраны окружающей среды недопустимо медленно используется научно-технические достижения. В проекте строительства новых  и реконструкции действующих предприятий все еще  закладываются устаревшие решения, слабо внедряются безотходные и малоотходные технологические процессы.

Государственное законодательство нашей страны предусматривает систему  мероприятий, направленных на предотвращение  или резкое снижение возможности попадания промышленных вредностей в воздух, водоемы или почву  независимо от характера и масштаба производства. Задача охраны природы решается, как правило, поэтапно.

На первом этапе системы автомобильных выбросов производится удаление  из них продуктов в целях их регенерации. Это технико-экономическая сторона вопроса. На заключительном этапе осуществляют санитарную очистку выбросов, доводя содержание  вредных примесей в них до предельных норм, предусмотренных законом.  В современных  условиях проблема совершенствования технических средств очистки подвижного состава при ремонте  и эксплуатации приобретает особую остроту в связи с дефицитом рабочей силы, необходимости повышения  производительности труда, культуры производства и качества ремонта,  ограничением применения нефтяных растворителей, ужесточением требований к охране окружающей среды и экономией энергетических ресурсов. Удалять эксплуатационные загрязнения необходимо практически  при всех видах технического обслуживания и ремонта подвижного состава,  поэтому эти процессы являются массовыми и связаны со значительными затратами ручного труда, растворителей дефицитной каустической соды и оптических материалов. Процесс очистки наиболее опасны в экологическом отношении, так как являются  источниками образования сильно загрязненных сточных вод,  вредных парогазовых выбросов в атмосферу, нефтеотходов, повышенной загазованности рабочей зоны и пожароопасности. На долю очистных работ приходится не менее 5-8% общей трудоемкости ремонта подвижного состава, причем эти работы являются наиболее тяжелыми  и грязными. В то же время от предремонтной очистки во многом зависят качество восстановления и ресурс отремонтированных машин, а технический уровень средств очистки определяет производительность,  условия и безопасности труда ремонтников, состояние рабочих мест и общую культуру производства.  Значение экологии в современных условиях неизмеримо возрастает. Сложившаяся в мире экологическая ситуация вызывает обоснованную  тревогу и опасение всех людей планеты. Экология  как наука, исследующая закономерности жизнедеятельности  организмов в их естественной среде обитания,  получила широкое прикладное развитие. Экология транспорта  как прикладная наука не обратила на себя внимание специалистов и не  выделилась в самостоятельное направление. Вместе с тем, транспорт и его инфраструктура относятся к основным загрязнителям атмосферы, воды и почвы и потребителем исчерпаемых природных ресурсов, в первую очередь, продуктов переработки нефти, что определяет важность экологических исследований в данной области. До настоящего времени публиковались  работы, посвященные вопросам  охраны окружающей среды  на отдельных видах транспорта. Требованием времени является более широких подход к экологизации теоретических разработок, методологических принципов и практических результатов для всего транспортного комплекса.