Анализ состояния и структуры аварийности на автомобильном транспорте в Курьинском районе Алтайского края, страница 10

        Эксплуатация  транспортных  средств с неисправностями, угрожающими безопасности  дорожного движения,  становится возможной  в тех автотранспортных предприятиях,  где отсутствует или ослабли  контроль технического состояния  подвижного состава.  Эксплуатация  неисправных индивидуальных  автомобилей сопряжена с низкой квалификацией владельцев, дефицитом  необходимых запасных частей, отсутствием диагностического оборудования на станциях технического обслуживания.  Вместе с тем, значительная часть ДТП  обусловлена негативным воздействием на транспортные средства в процессе их технического обслуживания и ремонта повреждением, неправильной установкой или неустановкой деталей, монтажом  нестандартных элементов  конструкции  и другое.

                                                   ВОДИТЕЛИ

          Водитель  транспортного  средства  является основным  звеном  системы «автомобиль – водитель – дорога».  Роль человеческого фактора во многом определяет надежность функционирования этой системы, т.е.  работы ее в течение определенного  времени с заданной точностью.

         Надежность водителя – это его способность  безошибочно управлять каким-либо транспортным средством.  Ошибку водителя при управлении следует рассматривать, как отказ основного звена, а, следовательно, и всей системы  «автомобиль – водитель – дорога», независимо от исхода: совершения ДТП  или без такового.  Таким  образом, ошибки  водителя могут быть причиной или предпосылкой  ДТП.

       Основными факторами, определяющими степень надежности водителя,

являются:

·   его подготовленность;

·   пригодность к управлению автомобилем;

·   работоспособность.

        По мнению специалистов, прогнозирующих значимость факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия, причины аварийности распределяются в следующем порядке по степени значимости:

      -  слабая работа по воспитанию и обучению населения правилам движения;

      -  недостаточные темпы и качество строительства дорожной сети;

      -  недостатки в организации движения транспортных средств и пешеходов;

      -  неудовлетворительное состояние дорог и сооружений на них;

      -  недостаточная борьба с водителями в нетрезвом состоянии;

      -  низкий уровень профессиональной подготовки и мастерства водителей;

      -  недостаточно активная работа общественности по предупреждению аварий;

      -  недостаточная эффективность надзора работников ОГИБДД за безопасностью движения;

     -  несовершенство конструкции транспортных средств по активной и пассивной безопасности;

    -  отсутствие профессионального отбора и слабость медицинского контроля за состоянием здоровья и состоянием водителей перед рейсом на предприятиях и в организациях.   

        Как и везде, лица, желающие получить  водительское удостоверение, предварительно проходят  медицинское обследование, в результате которого определяется их  пригодность к управлению  транспортным средствам той или иной категории.  Проверка пригодности водителя к управлению автомобилем  не ограничивается только этим  освидетельствованием.  Через определенные сроки  каждый водитель  подвергается переосвидетельствованию,  в зависимости  от категории транспортного средства и возраста водителя.

         Как правило, в автотранспортных предприятиях перед каждым выездом на линию проводится (или должен проводиться)  предрейсовый медицинский осмотр водителей.  При выявлении алкогольной  интоксикации,  обострении гипертонической болезни и других  видах заболеваний, водители отстраняются  от работы.  Это значительно повышает дисциплину  и сокращает число ДТП.

        Подготовленность  включает в себя не только данные о высоком уровне профессиональных навыков водителя, но и психологических качеств, которые    обеспечивают    успешность   работы  в  любых условиях.  Понятие 

«подготовленность» включает также умение водителя управлять  транспортным средством  на больших скоростях и в сложных условиях  интенсивного дорожного движения.