Схема мыследеятельности, страница 6

Вопрос(1): По сути дела, это – демонстрация той перефункционализации?

П.Г.: Конечно. Но сейчас я к этому дойду. Еще пока мы не готовы отвечать на это.

Вопрос(3): Для тех, кто не был вчера: мышление есть мыследеятельность или не есть?

П.Г.: Что вы хотите выяснить сначала?

Вопрос: Что есть мышление?

П.Г.: Мышление есть популятивное, полигенетическое образование, о чем я вам рассказывал в первой лекции. В этом смысле вы все знаете.

Реплика (3): Нет, я вечером не была.

П.Г.: Нет, в первый день утром. Вы же были в первый день утром? Были. Всё я там рассказал. На ваш вопрос я все рассказал. Вам не нужно ничего больше. Там было сказано, что мышление возникло в разных местах, оно развивалось как полигенез, и сегодня оно представляет из себя неоднородное популятивное образование. Всё. Вам достаточно этого. Вам достаточно. Вот девушка, которая сидит сзади (Ира), – она, видимо, ничего не слышала и ничего из этого не понимает. Но. Вы были утром? Ну, отлично. Значит, она тоже это понимает. А кто-то не был. И им это не нужно сейчас. Поэтому переформулируйте ваш вопрос. Спросите то, что вас реально интересует.

Реплика(3): С МД я понимаю, а вот что такое мышление…

П.Г.: Значит, и не надо. А зачем вам понимать, что такое мышление? Вы что, мыслить собираетесь. А? А зачем?

Реплика(3): Вдруг чего получится?

П.Г.: Нет. Так это не делается. "Вдруг чего получится" – это не разговор. Понимаете, вы же не говорите: "А давайте-ка я сейчас прикуплю недвижимость вокруг". Потому что вы понимаете, что вы ее не прикупите, у вас денег нет. "А вдруг чего получится"… А как про мышление, так "вдруг чего получится". Вы что, думаете, что мышление более простая вещь? Нет. Более сложная, более того – более рискованная. Спрашивайте то, что вас реально интересует. Не стройте вопрос. Спрашивайте, что вас интересует.

Вопрос(4): Переход к плоскости коммуникации происходит за счет рефлексивной позиции. Что это за переход? Как он осуществляется?

П.Г.: Вы знаете, как Мюнхгаузен себя вытаскивал из болота? Вы берете себя за волосы, дергаете и переходите в рефлексивную позицию. У вас появляется возможность посмотреть на свою деятельность со стороны.

Вопрос(4): Нет, все понятно…

П.Г.: Что значит "все понятно"? (Смех в зале.) Все не может быть понятным. Но давайте так (и это очень важная процедура): Брэдли в свое время говорил очень хорошую фразу. Он говорил: "Что такое философия? – Философия – это способность, высунувшись в форточку, увидеть самого себя проходящего по улице". Вот это и есть рефлексия. Вы дергаете себя, выходите в рефлексивную позицию и раздваиваетесь. Потому что вы один раз там остались, а второй раз вы смотрите на себя со стороны. И не только на себя. Вы смотрите на других участников ситуации, более того, при определенном повороте зрения вы смотрите на ситуацию в целом и говорите: ситуация такова. Теперь: когда вы вышли в рефлексию и посмотрели назад, у вас появилась новая возможность. Вы теперь результаты рефлексии можете выразить в тексте коммуникации. Это второй переход. Первый переход – из действия в рефлексию, второй – из рефлексии в коммуникацию.

Вопрос(4): Получается, что результат рефлексии выражается в плоскости коммуникации. И это есть…

П.Г.: Это – при движении снизу вверх в коммуникацию. Возможно движение сверху вниз в коммуникацию. Возможно пребывание в самой коммуникации. Вот, мы очень часто смотрим на какого-то человека и говорим: содержания нет, только текст. Что происходит? Происходит следующая вещь. Он двигается в плоскости коммуникации, потеряв связь в мыследействованием или мышлением. Слова говорит. Вяжет слова. Да? Это чувствуете. Т.е. вы в какой-то момент говорите: но за этими словами ведь ничего не стоит. В каком смысле ничего не стоит? В том смысле, что ни действия не видно, ни мышления.