Схема мыследеятельности, страница 4

Сами эти уровни заполнены определенными графическими элементами, которые символизируют эти содержания. В среднем уровне мы обычно рисуем значок позиции, рядом с этим значком позиции мы рисуем значок, который называется табло сознания, рисуем стрелочку, состоящую из трех линий и собственно стрелки, символизирующую текст коммуникации. И дальше отзеркаливаем этот рисунок: рисуем вторую позицию, встречный текст коммуникации и табло сознания (у меня здесь вылезло за рамки линии, а вообще не должно вылезать: все это внутри линии рисуем). Таким образом ось схемы МД (первая важнейшая ось) – это ось коммуникации. Коммуникация носит встречный характер. Т.е. есть 2 текста, которые не совпадают друг с другом по содержанию и являются выражением в тексте либо ситуации мыследействования, либо содержания чистого мышления. Ну, понятно по схеме: либо идут снизу (из ситуации мыследействования: я нечто делал, теперь я об этом говорю; я выражаю в тексте мыслекоммуникации либо намерения своего действия, либо опыт, рефлексию опыта этого действия). Второй вариант: содержание приходит сверху, из чистого мышления. И мой текст является выражением мышления, мыслительных процедур, мыслительных операций, мыслительного рассуждения. Значит, одна ось – коммуникации. И вторая ось - это ось реализации. Поскольку мышление и его содержание реализуется в мыследействовании. Таким образом, каркасной структурой этой схемы является две оси, наложенные друг на друга: ось коммуникации и ось реализации. В этом смысле схема МД утверждает, что идеи, понятия, категории, ценности и другое содержание мышления может быть реализовано в действии и деятельности. И не просто может быть реализовано, но реализуется все время. И это – вторая важнейшая компонента содержания этой категории и, соответственно, рисования этой схемы. Теперь, для того, чтобы символически изобразить ситуацию мыследействования вводится такой овал, который изображает ситуацию как таковую, а внутри нее – несколько позиций, указывающих на то, что ситуация по своей структуре мультиагентна, т.е. она включает не одного участника, а несколько участников. А следовательно, дальше, когда мы это вынем из схемы МД и начнем рассматривать отдельно, начинаются свои усложнения, связанные с различием целей, средств, объектов этих участников и т.д. Для данной схемы важно, что они погружены в один ситуационный контур, или в один ситуационный контекст. А переход от ситуации к тексту, к выражению опыта мыследействования в тексте, опосредован позицией со звездочкой, которая символизирует рефлексию. Я находился в ситуации, потом по каким-то причинам я остановился (потому ли, что мыследействование невозможно, или потому, что мне нужно переосмыслить и как бы заново спланировать мое мыследействование, или потому, что я наткнулся на сопротивление другого участника ситуации), я вышел в рефлексию. И точно так же возможно выход из той же самой ситуации, которая отзеркаливается, или из другой ситуации (здесь не очень это принципиально) другого субъекта, другого участника, который переходит в рефлексивную позицию, а затем в позицию коммуникативную. И мы начинаем обмениваться текстами, мы начинаем друг с другом коммуницировать, может быть, вероятно, с целью согласования наших интересов, наших подходов, способов действия, чтобы вернуться в ситуацию, продолжить мыследействование (а может быть, и нет; может, мы не будет туда возвращаться). И третий слой (который идет сверху). Там обычно рисовалась опять же позиция, рядом с ней доска. И вот эта доска чистого мышления, в отличие от табло сознания (те, кто был на первой лекции, помнят, что я жестко противопоставляю друг другу мышление и сознание характеризует чистое мышление. Естественно, опять это отзеркаливается: у нас есть две разных доски, или два разных мышления, которые могут выражаться в коммуникации, и тогда здесь возникает специфическое содержание этой коммуникации. Возможно, что один коммуницирующий вышел из мыследействования, второй пришел из мышления: опять возникает некое содержание коммуникации. Это – уже варианты. Важно еще то, что часто средний уровень перерисовывается таким образом: текст коммуникации перерисовывается вот так, а голова второго человечка закрашивается. Что это символизирует? – Это символизирует, что в этой позиции не встречная коммуникация, а понимание (процесс понимания). И наличие двух направленных в одну сторону текстов символизирует, что то, что понято, или то, что понимается, отличается от того, что говорится по своему содержанию. Т.е. текст, который говорится, произносится, и текст, который понимается, – разные тексты с точки зрения их содержания.