Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 5

Однако многие руководители образовательных учреждений настаивают на введении соб­ственных бухгалтерий, считая, что так им будет легче работать. Подобная ситуация вызвана тем, что сложилась практика финансово-хозяйственных отношений, когда в нарушение законо­дательства органы управления без договора и доверенности присваивают себе право самостоя­тельно распоряжаться средствами образовательных учреждений. Тем самым образовательные учреждения лишаются статуса юридического лица, становясь фактически структурными под­разделениями органов управления.

Органы управления навязывают образовательным учреждениям различные услуги через централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационные конторы, методические каби­неты и т.п. и сами себе за такие услуги платят, ибо все средства находятся в полном распоря­жении централизованных бухгалтерий. Право первой подписи на всех финансовых документах централизованной бухгалтерии находится у руководителя органа управления образованием.

Такие отношения не соответствуют современным рыночным условиям, ибо централизованная бухгалтерия, вместо того чтобы обслуживать школу или детский сад, решает, какую из просьб директоров и когда удовлетворить, тем самым фактически управляя школой.

Между тем переход к работе в условиях полной хозяйственной самостоятельности от­нюдь не означает, что обязательно создавать собственную отдельную бухгалтерию. Можно вос­пользоваться правами руководителя по ведению бухгалтерского учёта, предоставленными Фе­деральным законом «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 этого закона в зависимости от объёма учётной работы руково­дители образовательных учреждений могут:

·  создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

·  ввести в штат должность бухгалтера;

·  передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бух­галтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

·  вести бухгалтерский учёт лично.

Существующее положение дел, когда бухгалтерский учёт большинства муниципальных образовательных учреждений ведётся централизованными бухгалтериями без какого-либо дого­вора, нарушает Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В отдельных районах руководите­лей образовательных учреждений заставляют писать просьбы об обслуживании школы центра­лизованной бухгалтерией. Но это отнюдь не выполнение закона.

Образовательное учреждение может заключить договор с централизованной бухгалтери­ей на бухгалтерское обслуживание и реализовать своё право юридического лица: открыть от­дельный расчётный счёт и самостоятельно расходовать выделяемые по смете бюджетные сред­ства и доходы от внебюджетной деятельности.

В рамках такого договора должны быть определены права и обязанности каждой из сто­рон. Так, в нём может быть предусмотрено открытие необходимого числа расчётных (в том числе валютных) счетов образовательному учреждению, порядок предоставления информа­ции руководителю школы работниками централизованной бухгалтерии, закрепление по согла­сованию сторон конкретного работника централизованной бухгалтерии в качестве ответст­венного за обслуживание этого образовательного учреждения и т.д. Самая важная особен­ность такого договора в том, чтобы определить, будет ли он возмездным договором на оказа­ние услуг или нет.

Прямое следование нормам договорного права при составлении договора приведёт к тому, что он будет сведён к договору о возмездном оказании услуг, а, следовательно, должен предус­матривать цену договора и порядок оплаты услуг централизованной бухгалтерии. В результате возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на пользователей ав­тодорог, а в определённых случаях и другими налогами. Иными словами, как минимум 20% средств будут расходоваться не на нужды системы образования.