Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 10

Таким образом, усилилось социальное неравенство. С течением времени это неравенство увеличится, поскольку подушевое финансирование обеспечивает лучшее финансирование школ, которым удаётся привлечь больше учащихся.

В других странах делались попытки сходным образом реформировать систему государст­венных школ. Последствия такого рода реформ также неоднозначны и характеризуются отрица­тельной социальной эффективностью. Например, проводившиеся в США эксперименты по вве­дению ваучеров в систему финансирования государственных школ не привели к каким-либо по­ложительным результатам и качество образования не повысилось. Выбор родителями школ для своих детей не повысил успеваемости. Опыт проведения в 70-80-е годы программ свободного «образовательного выбора» в государственном секторе школьного образования США продемон­стрировал, что конкуренция не привела к повышению качества образования в масштабах всего сектора, — в школах, не участвующих в этих программах, ситуация ухудшилась, поскольку их покинули наиболее способные школьники, в них сконцентрировались дети из беднейших семей, отстающие ученики. Программы «образовательного выбора» стали, по сути, усовершенствован­ным методом отбора школами наиболее способных учеников.

Опыт введения схем нормативного финансирования в России показывает, что норматив отражает не сумму денег, которую необходимо потратить, чтобы среднестатистический школь­ник получил качественное образование, и не реальную стоимость обучения одного учащегося в конкретной школе, а лишь фактические расходы бюджета на финансирование общеобразова­тельных учреждений региона, поделенные на общее число учащихся. То есть современный нор­матив существенно ухудшает положение школ по сравнению с предшествующим периодом, ког­да нормы были научно обоснованы. Как только цифры норматива приближаются к потребности, финансовые органы начинают яро сопротивляться его исполнению.

Кроме того, полноценное нормативное финансирование возможно лишь в случае, если средства для обеспечения учебного процесса поступают непосредственно на счета образова­тельных учреждений. При этом рассчитывать норматив необходимо по каждому образова­тельному учреждению, учитывая его специфику. Однако необходимы объективные крите­рии, предусматривающие конкретные детализированные значения сумм увеличения (умень­шения) норматива при наличии каких-либо особенностей. По сути, такая методика нормати­ва в своём лучшем варианте (когда учитывается объективная потребность образовательного учреждения в денежных средствах по всем статьям) означает не что иное, как возврат к ста­рым временам.

Норматив сам по себе не влияет на увеличение общего объёма средств, поступающих в образовательные учреждения, это всего лишь способ распределить бюджетные средства. Толь­ко полная хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений в условиях достаточ­ного бюджетного финансирования сможет оптимизировать использование бюджетных средств и приведёт к развитию конкурентных отношений и повышению качества образования. Какие бы нормативы ни вводить, но если руководитель образовательного учреждения не сможет расходо­вать их по своему усмотрению (естественно, в определённых законом пределах), если запреще­но перераспределять средства с одной статьи расходов на другую, если невыгодно экономить деньги, то положительных изменений от таких псевдореформ не будет.

Существует большая разница между планированием и финансированием. Именно сочетая преимущества метода планирования с современным, рыночным механизмом финансирования, можно минимизировать отрицательные последствия подушевых нормативов и получить макси­мальный эффект от использования средств в самом образовательном учреждении. По нашему мнению, лишь применяя механизм постатейного планирования в сочетании с финансированием «одной суммой», можно коренным образом улучшить положение дел в образовательных учреж­дениях и повысить качество образования.