Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 3

Поняв безрезультатность «лобовой» атаки, налоговые органы выработали новую страте­гию, потенциально очень опасную для учреждений образования в связи с неопределённостью понятия «реинвестирование на нужды образовательного процесса». Эта стратегия продемонст­рирована в письме Управления МНС России по г. Москве № 06-08/26822 от 28.06.2000 «О по­рядке исчисления и уплаты налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы образовательными организациями». Отмечая далее сложившуюся неблагоприятную для налоговых органов арбитражную практику и нали­чие прямых указаний Высшего арбитражного суда РФ (письма № 4714/99 от 22.07.99, № С5-5/уп-618 от 03.06.99) о неправомерности требований налоговых органов по уплате нало­гов образовательными учреждениями в части непредпринимательской деятельности, Управле­ние МНС России по г. Москве акцентирует внимание на том, что в случаях неполного реинвес­тирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, от реализации пре­дусмотренных уставом производимой продукции, работ, услуг, деятельность будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на пользователей автодорог. Полное рефинансирование доходов от оказания платных услуг обра­зовательных учреждений, по мнению управления МНС по г. Москве, подразумевает, что на ко­нец отчётного периода все полученные образовательным учреждением доходы израсходованы на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), на его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

При этом в письме приводится конкретный пример: «Образовательное учреждение за первое полугодие 2000 года получило доход от оказания платных услуг в сумме 100 000 руб., по состоянию на 1 июля 2000 года израсходовано на обеспечение образовательного процесса 87 000 руб., т. е. по состоянию на конец отчётного периода доходы от оказания платных услуг не полностью рефинансированы на нужды образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Следовательно, не выполнено условие (полное ре­финансирование), предусмотренное Законом РФ «Об образовании» для признания этой деятельности непредпринимательской. В этом случае объектом обложения налогом на пользователей автодорог будет являться вся выручка, полученная образовательным уч­реждением в размере 100 000 рублей».

Таким образом, в настоящих условиях образовательным учреждениям необходимо край­не внимательно фиксировать выполнение требований ст. 45 и 47 Федерального закона РФ «Об образовании», т.е. отслеживать реинвестирование непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном уч­реждении.

При этом необходимо отметить неполное соответствие сделанных налоговыми органами выводов требованиям Закона РФ «Об образовании», в п. 3. ст. 47 которого говорится о том, что «деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого об­разовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предприни­мательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реин­вестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредствен­ные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том чис­ле на заработную плату) в данном образовательном учреждении». Поэтому, на наш взгляд, не­правомерно относить всю деятельность к предпринимательской, а налогообложению должна подлежать лишь та часть выручки, которая не реинвестирована. Окончательное слово по этому поводу скажет суд.

Налоговые аспекты необходимо учитывать и при формировании попечительских советов, так как финансовые схемы, предлагаемые в настоящее время отдельными авторами, могут отри­цательно сказаться на положении образовательных учреждений.