Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 4

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Проблема совершенствования системы управления образовательным учреждением — это и проблема оптимизации использования бюджетных средств. Один из её факторов — реальная  самостоятельность образовательных учреждений. Без этого они не могут эффективно функцио­нировать в условиях рыночной экономики.

Если в период плановой экономики все хозяйствующие субъекты подчинялись единому центру, существовали установленные тарифы на коммунальные услуги и цены на товары и ус­луги, то сегодня цены в большинстве своём определяются рыночными законами, а образова­тельные учреждения существуют в окружении рыночных субъектов экономики. Если у руково­дителя нет стимулов к тому, чтобы экономить средства вверенного ему учреждения, они расхо­дуются неэффективно.

К примеру, в некоторых районах Нижегородской области для профессиональных училищ был установлен тариф на отопление, применяемый к коммерческим организациям, а не к бюд­жетным, т.е. в 2-3 раза выше. Руководители этих учреждений проявляли безразличие к тари­фу, ибо, сколько запросили на коммунальные услуги, столько и закладывалось в смету, а факти­чески будет профинансировано меньше. Разница станет кредиторской задолженностью и в оче­редной раз увеличит долги образовательного учреждения.

Директора общеобразовательных школ, обслуживаемых централизованными бухгалтери­ями, ещё менее заинтересованы в том, чтобы оптимизировать использование бюджетных средств, так как, фактически, они и не вникают в свои сметы, хотя их и подписывают.

В соответствии с п. 1 ст. 48 и ст. 51 ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего име­ни приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Статус юридических лиц законом предоставлен только образовательным учреждениям, а статус так называемых сетевых учреждений, и, прежде всего, централизованных бухгалтерий, остался неопределён. Сегодня все они фактически — структурные подразделения органов уп­равления образованием.

Формально обеспечивая реализацию статуса образовательных учреждений как юриди­ческих лиц, органы управления образованием тем не менее забывают о том, что для осуще­ствления в полной мере прав юридического лица образовательному учреждению необходимо иметь расчётный счёт. Такой счёт нужен и для участия в судах в качестве истца или ответчи­ка, для заключения договоров и в других случаях. Отсутствие расчётного счёта у образова­тельных учреждений — это прямое нарушение Федерального закона «Об образовании», в п. 1 ст. 43 которого определено, что образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.

Традиционное понимание хозяйственной самостоятельности образовательных учрежде­ний означает, что в учреждении работает «свой» главный бухгалтер. Кроме того, необходим как минимум кассир, а с учётом требований налоговых органов по передаче данных о доходах ра­ботников ещё и специалист-бухгалтер, умеющий работать с компьютерным программным обеспечением. Более того, частые изменения в законодательстве требуют постоянно их отслежи­вать, а также подписываться на специализированные периодические издания, посещать семина­ры и т.д. Всё это увеличивает расходы на содержание образовательного учреждения. Реально сократить их можно с помощью обслуживания централизованными бухгалтериями.