Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 2

Всё это позволило руководителям образовательных учреждений успешно отражать непра­вомерные требования налоговых органов.

После вступления в силу с 1 января 1999 года Налогового кодекса РФ Закон РФ «Об ос­новах налоговой системы в РФ» частично утратил силу, налоговые органы стали ссылаться на невозможность применения льгот, не предусмотренных Налоговым кодексом. Однако нормы За­кона «Об образовании» являются нормами прямого действия и подлежат исполнению всеми ор­ганами власти и должностными лицами, так как Конституция РФ не разделяет федеральные за­коны по степени их приоритетности.

Поэтому до полного введения ч. II Налогового кодекса и внесения соответствующих изме­нений в законодательство об образовании всё ещё можно использовать налоговые льготы, пре­доставленные им образовательным учреждениям. Такой вывод сделан и в постановлении плену­ма Высшего арбитражного суда РФ №5 от 28.09.01 «О некоторых вопросах применения ч. I На­логового кодекса Российской Федерации» (п. 15). В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения положений ч. I Налогового кодекса РФ, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению пленум Высшего арбитражного суда РФ по­становил дать арбитражным судам следующие разъяснения: «В силу пункта 1 статьи 56 ко­декса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сбо­рах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Россий­ской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сбо­рах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав ч. II НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения*.

Налоговый кодекс дал возможность образовательным учреждениям не опасаться необос­нованного списания денежных средств со счёта в виде начисленных налогов, пени и штрафов вследствие отнесения деятельности образовательных учреждений к предпринимательской. В соответствии со статьёй 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обя­занность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обя­занность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалифи­кации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Ситуация для образовательных учреждений облегчилась, ибо если до 1999 года налого­вые органы после вынесения решения о доначислении налогов и начислении штрафных санк­ций могли в безакцептном порядке списать денежные средства со счёта образовательного уч­реждения, которое было вынуждено доказывать свою правоту в суде и требовать возврата де­нег, то с 1 января 1999 года уже налоговые органы были вынуждены подавать в суд и доказы­вать законность своих решений. Так как положительных для налоговых органов решений не было, то в случае грамотной позиции образовательных учреждений, отказывающихся в добро­вольном порядке выполнять решения ГНИ и предлагавших налоговикам обращаться в суд в соответствии со статьёй 45 НК РФ, органы государственной налоговой инспекции Нижегород­ской области, не желая увеличивать невыигрышную для себя статистику, на этом прекращали свои притязания.

Между тем беспокоит резкое уменьшение налоговых льгот образовательным учреждени­ям в ч. II Налогового кодекса. Так, уже фактически ликвидированы льготы при реинвестирова­нии доходов от предпринимательской деятельности по налогу на добавленную стоимость и на­логу на прибыль организаций.