Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств, страница 6

Чтобы этого не произошло, в договоре следует указать, что он является безвозмездным (что не запрещено Гражданским кодексом РФ). Бухгалтерское обслуживание осуществляется за счёт поступающего бюджетного финансирования в пределах утверждённой сметы на содер­жание подведомственных органу управления образованием образовательных учреждений и се­тевых учреждений (в том числе и централизованной бухгалтерии).

Рекомендуется также предусмотреть возможность материально стимулировать работни­ков централизованной бухгалтерии руководителем образовательного учреждения в зависимос­ти от результатов работы. Тем самым будет обеспечена их материальная заинтересованность, а, следовательно, работа в интересах именно образовательного учреждения. Привлекать руково­дителя образовательного учреждения к расходованию бюджетных средств — значит сущест­венно повысить его ответственность и эффективность их использования.

Особую актуальность предлагаемые меры приобретают в условиях действия Бюджетно­го кодекса, принятого Федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.98 и введённого в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом № 159-ФЗ от 09.07.99 «О введении в действие Бюд­жетного кодекса Российской Федерации». Ещё не все образовательные учреждения ощутили на себе его влияние, но это может произойти совсем скоро.

Бюджетным кодексом РФ установлена новая норма, согласно которой доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг и использования имущества, иной деятельности в полном объёме зачисляются в соответствующий бюджет и должны отражаться в смете доходов и расходов. Вместо раздельных смет по бюджетным и внебюджетным средствам предусматрива­ется составлять единую смету доходов и расходов, тогда как отраслевое распределение ассигно­ваний в утверждённых бюджетах по предметным статьям расходов предполагается без учёта платных услуг. В частности, в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы го­сударственного или муниципального образовательного учреждения, получаемые как из бюдже­та и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности.

Перевод на казначейское исполнение бюджетов для образовательных учреждений будет означать, что появится своего рода мегацентрализованная бухгалтерия — федеральное казначейст­во (территориальное управление), только ещё более строгая по сравнению с имеющейся, а цент­рализованные бухгалтерии органов управления образованием вообще могут остаться не удел.

Так видят ситуацию сами работники Федерального казначейства. Однако это не означает, что именно так должно быть, ибо имеются противоречия между Гражданским, Бюджетным кодексами и Законом РФ «Об образовании».

Наличие специального законодательного акта — Федерального закона РФ «Об образовании» означает, что ограничить права образовательных учреждений можно только путём внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Закона «Об образовании» или его отмены.

Более того, частью 2 ст. 7 ФЗ № 159-ФЗ от 09.07.99 «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ» установлено, что законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не призна­ны утратившими силу.

Поэтому Федеральный закон РФ «Об образовании» продолжает действовать в полном объёме без изъятий и ограничений. Однако успешно отстаивать права образовательных учреждений в спорах с органами федерального казначейства можно лишь в случае, если органы уп­равления образованием сами не нарушают право образовательных учреждений на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности.