О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 11

·  преобразование в хозяйственное общество предоставляет работникам железнодорожного транспорта перспективу компенсации за их фактическое неучастие  в приватизации начала 90-х годов, т.е. появляется возможность некоторого восстановления социальной справедливости. Хотя речь не идет о персональной раздаче акции, тем не менее прибыльная работа отрасли позволит ощутимо поднять доходы железнодорожников;

·  очевидная зависимость оплаты труда от прибыльности работы хозяйственного общества является мощным стимулом к снижению издержек. Использование этого ресурса на основе усиления мотивации способно внести значительный вклад в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта, реализацию “мягкого” варианта тарифной политики, и как следствие, повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок на транспортном рынке.

8. Социальная политика.

8.1. Кадровая политика.

По состоянию на 1 мая 2000 года на железнодорожном транспорте функционирует:

·  10 вузов (8 университетов и 2 института);

·  65 средних специальных учебных заведений (45 техникумов, 8 колледжей, 12 медицинских и 1 педагогическое училище);

·  351 общеобразовательная школа, в том числе 46 школ-интернатов;

·  942 дошкольных образовательных учреждения;

·  48 учреждений дополнительного образования детей (станции юных техников, центры детского технического творчества, детско-юношеские спортивные школы и др.);

·  366 учреждений культуры (дворцы культуры, дома культуры, клубы, библиотеки).

Во всех образовательных учреждениях обучается и воспитывается 413,5 тыс. человек, работает 64,7 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2000 года стоимость основных фондов:

·  образовательных учреждений составляет 7059,7 млн. руб., в том числе зданий – 6084,2 млн. руб., в их числе стоимость основных фондов вузов – 1837,3 млн. руб. (или 26,0%), в том числе зданий – 1313,5 млн. руб.;

·  учреждений культуры составляет 139,4 млн. руб., в том числе зданий – 82,7 млн. руб.

В настоящее время все учреждения образования и культуры железнодорожного транспорта входят в состав железных дорог (кроме вузов и 5 учреждений, которые непосредственно подчинены Департаменту кадров и учебных заведений). При этом они имеют статус государственных унитарных учреждений, одним из источников финансирования которых являются средства федерального бюджета.

Реорганизация управления учреждениями образования и культуры железнодорожного транспорта ни в коей мере не должна привести к ухудшению условий их функционирования. Бюджетное финансирование должно быть сохранено, равно как и система финансовой поддержки этих учреждений со стороны РАО «РЖД».

 Высшие и средние специальные учебные заведения остаются в ведомственном подчинении МПС России. При этом полностью сохраняется их бюджетное финансирование. В РАО «РЖД» создается централизованный фонд поддержки учебных заведений, подобно существующему в настоящее время в МПС России. В органы управления фонда (попечительский совет) могут входить должностные лица МПС России, ответственные за проведение кадровой и социальной политики в области железнодорожного транспорта. Для вузов сохраняются военные кафедры, целевой приём и распределение выпускников.

8.2. Здравоохранение.

Состояние финансирования учреждений здравоохранения отрасли с 1996 г. по 1999г. и с прогнозом на 2000 г. представлены в прилагаемой таблице и диаграммах.

Для учреждений здравоохранения необходимо сохранить ведомственную подчиненность МПС России и сложившийся механизм финансовой поддержки их со стороны отрасли путем создании в РАО «РЖД» централизованного фонда поддержки лечебных учреждений, подобного существующему в МПС России.

Это позволит:

·  сохранить основные принципы медицинского обеспечения контингента основной деятельности, в том числе в вопросах безопасности движения поездов;

·  сохранить вертикаль управления здравоохранением отрасли;