О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 3

Государство, в лице соответствующих органов власти, прежде всего силового блока, зачастую являлось самым крупным и злостным неплательщиком за перевозки, что приводило к нарастанию кредиторской задолженности в бюджет, на которую начислялись пени и штрафы. Эти факторы, а также нехватка денежной массы в обращении, засилье бартера, а также денежных суррогатов, происходившее не без участия государства в лице Минфина, обусловили в середине 90-х годов резкое ухудшение финансово-экономического состояния предприятий железнодорожного транспорта России.

 В этих условиях усилия железнодорожников по экономии расходов, кропотливая работа по финансовой стабилизации, проводившаяся в МПС России с 1997 года, позволили не только сохранить работоспособность железнодорожного транспорта Росси, но и течение более чем двух лет снижать тарифы на перевозки. Это происходило на фоне многократного роста цен на основные виды промышленной продукции и товары народного потребления.

Указанные меры не пропали даром, а внесли существенный вклад в подъем экономики, который наблюдается со второго квартала 1999 года. «Государственная» позиция железнодорожников и МПС России послужила одной из основных причин роста производства в стране. При этом отрасль недополучила  доход, оцениваемый в сумму порядка  68 млрд. руб.

Тем не менее, подобный «альтруизм» государство в нынешнем виде никак поощрять не собирается. Не может быть и речи о том, что недополученные доходы, которые должны были быть потрачены на обновление стареющих производственных мощностей, каким-либо образом будут компенсированы.

Провозгласив курс на экономический либерализм и отстранение от хозяйственной деятельности, государство стремиться уравнять все субъекты хозяйствования в правах, устанавливая единые «правила игры»  и контролируя их соблюдение. По этой причине оно не хочет мириться с ситуацией, когда один из крупнейших «игроков» на экономическом поле сам является органом государства.

С другой стороны, МПС России  в настоящее время все более представляет собой орган управления хозяйственной деятельностью железнодорожного транспорта, чем орган государственного управления. В таком же качестве Министерство рассматривается и государственной властью России в целом. Действительно, государство в лице центральных органов прежде всего интересует безотказность и цена перевозок, своевременность платежей в бюджет и фонды; государство в лице органов власти субъектов федерации заботят пригородные пассажирские перевозки, работа с местными грузоотправителями, местные налоги. Недаром МПС России ставят в один ряд естественных монополистов с такими чисто коммерческими организациями, как РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Правительство Российской Федерации обязало МПС России, также как и другие коммерческие организации, начиная с 2000 года, публиковать сводную финансовую отчетность.

При этом сочетание в лице МПС государственных и хозяйственных функций не позволяет создать условия для гармоничного  инвестиционного и социального развития и формирования эффективного мотивационного механизма в отрасли.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что на современном этапе совмещение функций государственного и хозяйственного управления в МПС России оказалось сдерживающим фактором, а разделение этих функций стало естественной необходимостью развития отрасли.

3.Правовые аспекты реформирования.

Совмещение функций государственного и хозяйственного управления в МПС России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» (п.п.1 и 2 статьи 11) и Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (п. 1), где сказано, что  МПС России, наряду с проведением государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного процесса; управление перевозочным процессом также производится централизованно и относится к исключительной компетенции МПС России.