О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 5

·  обложение налогом на прибыль безвозмездно полученных основных средств и другого имущества осуществляется в соответствии с пунктом 2.7 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (письмо Департамента финансов МПС России от 21.09.95 № ЦФС-9/112). В соответствии с ним не включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами и их предприятиями от других железных дорог и их предприятий (переданных по решению МПС России, управлений и отделений железных дорог). Указанная льгота не распространяется на стоимость основных фондов, полученных безвозмездно от предприятий, не входящих в систему МПС России, а также на стоимость непроизводственных основных фондов.

·  Особенности состава затрат предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог Российской Федерации  согласованы с Минфином России и Минэкономики России. Указанными особенностями предусмотрено отнесение на себестоимость таких расходов как общеотраслевые (т.е. расходов общеотраслевого характера, связанных с содержанием ЦСС, ГВЦ, других организаций, не входящих в состав центрального аппарата МПС России и обслуживающих всю сеть Российских железных дорог; других затрат общеотраслевого назначения), расходов по содержанию дополнительного штата милиции для охраны общественного порядка в поездах и на вокзалах и другие расходы, вытекающие из отраслевых особенностей эксплуатационной деятельности железных дорог.

После вступления в законную силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации этот отлаженный на уровне подзаконных актов механизм может разрушится, а большинство из указанных выше льгот по налогообложению будет утрачено.

В связи с этим потребуется либо предусматривать в налоговом законодательстве, в том числе в Налоговом кодексе, установление (сохранение) этих особенностей, либо изменять структуру управления железнодорожным транспортом, которая позволит с наименьшими потерями для отрасли осуществлять уплату налогов.

Анализ действующего налогового законодательства, особенно с учетом вводимой второй части Налогового кодекса, однозначно свидетельствует о необходимости изменения действующей структуры. Это связано с тем, что, в частности, существенно возрастают налог на добавленную стоимость при передаче имущества с дороги на дорогу, исключается ряд налоговых льгот при централизации амортизационных отчислений и передаче имущества и других. Потери отрасли оцениваются в десятки миллиардов рублей.

Выделение из МПС России хозяйствующего субъекта со статусом юридического лица, в которое железные дороги войдут как обособленные подразделения, имеет важные преимущества по сравнению с существующей структурой управления отраслью.

Передача от одной железной дороги другой железной дороге товаров, выполнение работ, оказание услуг при едином субъекте хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса не будет признаваться реализацией, в связи с чем не будет сопровождаться начислением соответствующих налогов (налогов на добавленную стоимость, на прибыль и других).

В случае выделения из МПС России функций хозяйствования и создания для этих целей отдельного субъекта не будет необходимости принимать специальные меры по консолидации амортизации и чистой прибыли железных дорог, так как эти средства будут являться собственными средствами данного субъекта. Поэтому при использовании средств амортизации и чистой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам, вновь созданный хозяйствующий субъект сможет использовать льготу по налогу на прибыль (в настоящее время железные дороги не могут доказать в налоговых органах право на получение этой льготы).