О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 6

Выделение функций хозяйственного управления из МПС России и создание для этих целей субъекта хозяйствования отнюдь не означает отказ от централизованного управления железнодорожным транспортом.

4. Усиление централизации управления.

Централизованное управление перевозочным процессом и другими направлениями деятельности железных дорог себя полностью оправдали, и в новой структуре управления следует сохранить данный принцип, централизовав в частности следующие функции:

·  оперативное управление перевозочным процессом;

·  организация разработки и утверждения графика движения поездов по сети железных дорог;

·  управление сетями связи и информационными ресурсами;

·  обеспечение регулирования движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций;

·  разработку единых технических и технологических правил и требований к перевозочному процессу и техническим средствам;

·  разработку требований по обеспечению безопасности перевозок и труда и контроль за их соблюдением;

·  разработку и реализацию единой инвестиционной и инновационной стратегии отрасли;

·  реализацию корпоративных финансовых интересов отрасли.

Возможности централизации управления отраслью после разделения в МПС России функций государственного и хозяйственного управления будут зависеть от той структуры, которая в конечном итоге будет принята.

Оптимальным представляется создание органа хозяйственного управления железнодорожным транспортом в организационно-правовой форме хозяйственного общества – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (РАО «РЖД»).

Степень централизации управления в новой структуре (РАО «РЖД») не только не ослабнет, но и усилится по следующим причинам:

Во-первых, единство и централизация в новой структуре получают более прочный и принципиально новый базис, основанный не только на государственно-административном воздействии по вертикали управления, а и на экономическом интересе в максимизации конечных финансовых результатов, закрепленном законодательно.

Во-вторых, возрастает исполнительная трудовая дисциплина, так как мотивация труда становится основанной не только на административных факторах, но и на существенных материальных, а это гораздо более действенный рычаг.

Структура управления РАО «РЖД» будет жестко централизована.

В соответствии с п.1 ст.64 Федерального закона «Об акционерных обществах» РАО «РЖД» имеет двухуровневую структуру управления: собрание акционеров, роль которого выполняет государство в лице Правительства Российской Федерации и  исполнительный орган – Правление.

Возглавляет РАО «РЖД» Президент, который по должности является Председателем Правления РАО.

Президент РАО «РЖД» назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Президент РАО «РЖД» имеет двух (или более) Первых Вице-президентов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Президента РАО «РЖД», и нескольких Вице-президентов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РАО «РЖД».

Начальник железной дороги по должности является Вице-президентом РАО «РЖД».

В Правление РАО «РЖД» входят все Вице-президенты РАО «РЖД», директора департаментов и начальники управлений РАО «РЖД», руководители отраслевых НИИ, руководители дочерних предприятий и холдингов, другие члены Правления.

В Правлении РАО «РЖД» из числа его членов создается Президиум Правления в составе 15 – 25 человек.

Данные положения могут быть закреплены законодательно или указом Президента Российской Федерации.

Детально структура управления РАО «РЖД» закрепляется в его уставе, который утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.