О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 10

Однако, величина минимального размера оплаты труда в отрасли (тарифная ставка первого разряда) в марте 2000 года составила лишь 67% величины прожиточного минимума в Российской Федерации (648 рублей против 965 рублей).

В условиях формирования рыночных отношений забота об обеспечении достойного уровня жизни железнодорожников, занятых в столь ответственном секторе экономики, приобретает для нормального функционирования железнодорожного транспорта первостепенное значение.

В то же время, прямая связь оплаты труда работников железнодорожного транспорта с конечными финансовыми результатам его деятельности фактически отсутствует.

Этот порок системы можно наглядно продемонстрировать на примере типового контракта, заключаемого между МПС России и начальником железной дороги. По такому контракту начальнику железной дороги вменяется в обязанность обеспечивать проведение мер по увеличению прибыли, снижению себестоимости перевозок, росту производительности труда, рациональному и целевого использованию федерального имущества, закрепленного за железной дорогой, выделяемых железной дороге бюджетных ассигнований и других централизованных денежных средств и материальных ресурсов. Одновременно фиксируется, что начальник железной дороги получает определенный должностной оклад, размер которого подлежит пересмотру (индексации) в размерах и в сроки, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением. Отраслевое тарифное соглашение ставит размер индексации заработной платы в зависимость от темпов инфляции. Есть еще надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, и вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, размер заработной платы начальника железной дороги и других надбавок не зависит от размера прибыли, получаемой железной дорогой. С учетом того, что на федеральном железнодорожном транспорте оплата труда работников (кроме бюджетной сферы) регулируется на основе Отраслевой единой тарифной сетки, утвержденной Приказом Министра путей сообщения Российской Федерации от 15 декабря 1997 г. № 24Ц, можно сделать вывод об отсутствии прямой связи оплаты труда с конечными финансовыми результатами деятельности. Итогом этого и является неэффективный мотивационный механизм, который лишает начальника железной дороги возможности иметь доходы на уровне сопоставимом с уровнем масштаба управления и ответственности в сравнении с уровнем оплаты труда на рынке высшего менеджмента в регионах.

Любые усилия по повышению мотивации работы в условиях существующей организационно-правовой формы предприятий железнодорожного транспорта, при совмещении МПС России функций государственного и хозяйственного управления будут носить ограниченный и недостаточный характер.

Централизация финансовых потоков, жесткое лимитирование фонда заработной платы в существующей системе управления объективно снижают заинтересованность работников железнодорожного транспорта по всей вертикали управления в повышении прибыльности работы. Максимум, что можно сделать в действующей системе – это стимулировать конечный экономический результат в виде экономии расходов от “права” и привлечения доходов от оказания дополнительных услуг грузовладельцам и пассажиром сверх плана, а также сверхплановой прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности.  Но все это принципиально не способно изменить ситуацию, когда прямая связь оплаты труда работников железнодорожного транспорта с конечными финансовыми результатами от основной деятельности фактически отсутствует.

Выведение функций хозяйственного управления из МПС России и передача их вновь создаваемому хозяйственному (акционерному) обществу создает правовой и экономически обоснованный мотивационный механизм радикального повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

·  в настоящее время, оплата труда работников железнодорожного транспорта фактически привязана к низким бюджетным ставкам работников центрального аппарата МПС России, тарифная сетка утверждается Министерством, что является причиной слабого мотивационного механизма. В хозяйственном  же обществе оплата труда работников в значительно большей степени увязывается с эффективностью и прибыльностью работы;