О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 4

Однако указанные нормативные правовые акты,  а также  Федеральный закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» и некоторые другие акты, содержат нормы, не соответствующие общим нормам гражданского законодательства Российской Федерации.

 В частности:

·  заключение  договора – это соглашение  лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В то же время, в отдельных случаях  МПС России заключает договор перевозки, а права, обязанности и ответственность за перевозку возникают не у МПС России а у перевозчика, т.е. железной дороги;

·  МПС России  производит расчеты с иностранными железными дорогами, устанавливает порядок распределения валютной выручки между железными дорогами Российской Федерации за перевозки и другие услуги в международном железнодорожном сообщении;

·  железные дороги, являясь юридическими лицами и самостоятельными субъектами хозяйствования, должны согласовывать по многим позициям свои действия с третьим лицом – МПС России,  не являющимся к тому же стороной договора;

·  железные дороги, являясь юридическими лицами – государственными унитарными предприятиями, имеют в своем составе другие юридические лица – отделения железных дорог, дирекции по обслуживанию пассажиров, линейные предприятия, которые тоже являются государственными унитарными предприятиями.

В существующей системе управления отраслью проблемы налогообложения и вопросы, связанные с налоговым законодательством решены на уровне постановлений Правительства Российской Федерации, писем Минфина России, МНС России и других подзаконных актов. В частности:

·  централизованная уплата в бюджет налогов на прибыль и на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.96 № 629 «О порядке уплаты налогов на прибыль, на добавленную стоимость, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс». Уплата производится на основании сводных балансов управлений железных дорог с зачислением сумм этих налогов в бюджеты согласно действующему законодательству.

·  возмещение из бюджета предприятиями железнодорожного транспорта налога на добавленную стоимость по централизованно приобретенным МПС России, железными дорогами основным средствам происходит  в соответствии с письмом Минфина России от 25.06.97 № 04-03-11 (объявлено письмом Департамента финансов МПС России от 06.08.97 № ЦФС-9/80), по которому в случае приобретения МПС России подвижного состава и оборудования, оплату за которые производит МПС России, а учет (оприходование) – предприятия железнодорожного транспорта, указанные предприятия могут принимать к зачету (возмещению) сумму налога на добавленную стоимость, указанную в «авизо», при наличии официального подтверждения от МПС России факта оплаты подвижного состава и других основных средств, приобретаемых в централизованном порядке. Аналогичный порядок применения «авизо» взамен счетов-фактур для зачета (возмещения) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) применяется в случае их централизованного приобретения железными дорогами для осуществления и обеспечения перевозочного процесса другими предприятиями железнодорожного транспорта, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

·  обложение налогом на добавленную стоимость оборотов по передаче товарно-материальных ценностей (включая основные средства) предприятиями и структурными подразделениями, не являющимися по законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость не происходит в соответствии с письмом Госналогслужбы России от 02.07.98 № 03-1-09/31 (письмо Департамента финансов МПС России 10.07.98 № ЦФС-9/86). Указанная льгота не распространяется на обороты по передаче товарно-материальных ценностей (включая основные средства) железными дорогами другим железным дорогам и в иных случаях, когда передача товарно-материальных ценностей (включая основные средства) осуществляется между самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость.