Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 9

        Рассмотрим, каким же образом решается данная проблема в сегодняшнем мире. Кондаков И.М. отмечает, что в работе психологических центров, школьных психологов  призванных  содействовать профессиональному, а также личностному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, которые помогают выявлять достаточно устойчивые особенности личности, такие как, например:  темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки. Но уже одно только то, что о выявленных характеристиках нужно рассказать самому подростку, и так, чтобы он это принял личностно, свидетельствует о том, что собственно диагностика должна согласовываться с коррекционным, а также воспитывающим воздействием на личность подростка.  При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и как он ведет себя в достаточно узко локализованной по времени,  ситуации профессионального выбора и, еще более узкой ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто соответствующие установки подростка на специфическую ситуацию профессионального выбора, из-за недостаточного методического обеспечения, совершенно упускаются из внимания. Поэтому представляется необходимой разработка адекватных психодиагностических методик для оценки ситуационно - специфического поведения подростков в рамках профконсультации [12, 74].

Таким образом, как считает Карпинский К.В., при закладке в детском возрасте понимания различных сфер деятельности, можно научить ребенка самого размышлять о плюсах и минусах той или иной сферы деятельности,  а также самопонимания, личного отношения к выбираемой профессии. Постепенный пере­ход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих фено­менах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса является жизненный план, с которым юно­ша или девушка вступает в самостоятельную, взрослую жизнь. Выбор про­фессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу обществен­ной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге са­мостоятельной деятельности - все это отдельные моменты, ха­рактеризующие начало самостоятельной жизни в обществе [10, 188].

          Сегодня наиболее известными методиками, направленными на профориентацию являются:

          - Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

         -  «Дифференциально - диагностический опросник»  (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек - художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

         -  «Карта интересов», опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро - и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).