Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 2

1.«Выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)», подростковый вариант. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента,      

2.Для выявления профессиональной направленности, была подобрана методика «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова, данная методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых,

3.Для определения индивидуально - психологических особенностей, таких как: нейротизм, экстраверсия и интроверсия была подобрана методика «Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является  Матолина Т.В.

           Практическая значимость определяется возможность использования полученных данных и выводов на практике в образовательных учреждениях для коррекции воспитательного процесса, для комплектации классов по склонностям подростков к той или иной сфере деятельности, а также процесса обучения подростков.

Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи компонентов темперамента экстраверсии, интроверсии и нейротизма подростков с профессиональной направленностью

1.1.  Проблемы экстраверсии, интроверсии и нейротизма у подростков

         Термины "экстраверсия" и "интроверсия" сразу порождают у нас ассоциацию с именем швейцарского психиатра К. Г. Юнга, вышедшего из школы Фрейда. Исключенный самим Фрейдом из числа учеников, Юнг впоследствии основал собственную научную школу. На самом деле у этих терминов довольно долгая история: они встречаются уже в первом словаре английского языка доктора Джонсона, хотя и имеют там несколько иное значение. Однако в XIX в. эти термины начали использоваться писателями и обширной публикой уже в своем современном или близком к нему смысле. Сам Юнг заимствовал эти термины для обозначения отдельных очень сложных по структуре характеристик личности, которые имели мало общего с наблюдаемым поведением человека; он разделил также психику человека на четыре главных компонента, каждый из которых мог быть экстравертивным или интровертивным. Считая, видимо, такое представление недостаточно сложным, он утверждал, что каждый из этих четырех компонентов существует, как в сознательной форме, так и в противоположной ей подсознательной форме. Другими словами, если ваша функция чувств или функция мышления являются осознанно интровертными, то в вашем подсознании они выступают как экстравертные. Понятие экстраверсии - интроверсии являются одним из современных типологических концептов  [26, 92].

         Как считает Зеленский В.В., экстраверсия - отношение или позиция, характеризующаяся большим интересом к внешним объектам. Способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется, по большей части,  по направлению к внешнему миру [7, 318]. По Айзенку, типичный экстраверт— это есть личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, имеющая широкий круг знакомств,  друзей. Добродушный, веселый, беззаботный и оптимистичный. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием  сиюминутного порыва. Предпочитает действовать, имеет тягу к некоторой агрессивности. Оптимистичный, строгий контроль своих поступков не проявляет, склонен к  риску. Экстраверты — это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, вовне, требующие постоянной, неизменной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании, в общении; для них характерна некая раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже излишне агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются самоконтролю [1, 29].