Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 8

    Как считает Королькова Г.Ф., важная задача психолога — ускорить процесс перехода учащегося с этапа первичного выбора профессии на следующий ее этап — профессионального самоопределения. Когда учащийся уже знает группу профессий, которые соответствуют его склонностям, перед ним ставится задача начать подготовку к предстоящей профессиональной деятельности. Для этого, пусть и не с полной точностью, обрисовываются требования, которые предъявляет профессия к человеку, намечается система коррекционных мер, психотренировок, способствующих подготовке к его будущей профессии. Намечается также план углубленного изучения профессии; чтение книг и статей, встречи с профессионалами, экскурсии. На основе полученных психофизиологических данных вносится некоторое ограничение в спектр возможного выбора, указываются пути формирования индивидуального стиля деятельности. Систематические диагностические пробы, фиксация сдвигов в развитии требуемых качеств, способностей обсуждаются с учащимися, что стимулирует дальнейшую работу по подготовке к профессии.

         Также Королькова Г.Ф., считает, что значимость проблемы выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже с 14 - 15 лет. Подавляющее большинство подростков в этот ответственный период испытывают довольно болезненное состояние, разрыв между чувством долга и не готовностью к принятию решения, это говорит о том, что они попадают в острую проблемную ситуацию [14, 42].

          Драгунский В. В. предполагает, что подростки крайне зависимы от признания другими, хотя излишняя внимательность к мнениям и суждениям окружающих порой оказывается прямо - таки изнуряющей для них. Как правило, подростков до глубины души огорчает всякого рода критика, особенно несправедливая, поэтому они чувствуют настоятельную необходимость постоянно подтверждать собственную значимость ощутимыми успехами и достижениями. Но их (успехов), по мнению подростков, все время недостает для того, чтобы гарантировать надежность их (подростков) положения. Спектр переживаний подростков весьма широк – от легких покалываний ревности и мимолетных разочарований самим собой до навязчивого желания,  во что бы то ни стало,  отомстить ближнему только за то, что у него, как им кажется, что–то получается лучше, чем у них самих. Время от времени они испытывают острый страх перед возможной изоляцией, которая грозит наступить вследствие утраты партнерских связей и разрыва дружеских отношений, а потому все это подростки хотят, как можно жестче,  контролировать. Одним словом большинство подростков находятся в позиции отчаянной обороны, чувствуя себя загнанными в угол, периодически погружаясь в пессимистические переживания, полные ощущения закрытости и безнадежности  [6, 448].

         Таким образом, конечно же, все эти эмоциональные переживания не дают глубоко задуматься подростку о своей будущей профессиональной деятельности, которая бы в будущем приносила удовлетворение от своей  работы, и здесь имеется в виду не только материальная сторона вопроса, а также и моральный аспект их деятельности.

         Поскольку значительное число юношей и девушек нередко выбирают профессию стихийно, в дальнейшем у них часто возникают трудности: одни не справляются с учебой, другие разочаровываются в ней, третьи вообще приходят к выводу, что выбранная профессия им не подходит. Это может привести к дискомфорту личности, возникновению внутриличностного конфликта, и даже конфликту с окружающей действительностью. В связи с этим существенным является не только информированность старшеклассников о специфике той или иной профессии, но и знание о себе, своих индивидуально-психологических, характерологических особенностях которые сформировались к подростковому возрасту.