Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 7

3) Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении, значимых для себя, целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4) Соотношение реактивности и активности -  определяет, от чего в большей степени зависит любая деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или все-таки от своих  целей, намерений, убеждений;

5) Пластичность и ригидность – они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертным и косным является его поведение;

6) Темп реакций – характеризует собой скорость протекания различных
психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума;

7) Экстраверсия, интроверсия - определяют, от чего преимущественно зависят реакции, а также деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8) Эмоциональная возбудимость -  характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она обычно возникает  [18, 448]

            В психологической практике, как правило,  для диагностики темперамента применяются различные методики. Тип темперамента, например, позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для  точной диагностики свойств темперамента, темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг - тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.

1.3.  Выбор профессиональной деятельности подростками

            Становление организационно-общественной (профессиональной) деятельности начинается уже в младшем школьном и даже в дошкольном возрасте считают Д. И. Латышина, А. И. Матусик, Л. И. Уманский и др., но свою развернутую форму она приобретает лишь в период подростничества. Только в этом возрасте появляется возможность в рамках общественно - полезной деятельности, как ведущей на данном этапе психического развития ребенка, раскрыть интересную сторону общественной деятельности, сформировать к ней активное положительное отношение. В этой деятельности наиболее ярко проявляются субъективные отношения подростков к делам общества, а также  к будущей профессии.

            Целенаправленное построение этой деятельности с учетом ранее сложившихся отношений к ней подростков создает оптимальные возможности для формирования их коллективистического отношения к общему делу и к людям [11, 147].

            Борисова Е.М., Гуревич К.М. определяют подростковый возраст, как начало становления взрослой жизни. Характерная черта этого возраста - формирование жизненных планов, которые, прежде всего, связаны с выбором профессии. Проблема профессиональной ориентации в этом возрасте относится к числу наиважнейших, так как выбор профессии - это событие, в корне меняющее всё дальнейшее течение жизни. Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных индивидуально-психологических особенностей с требованиями выбираемой профессии. Наступает время взросления, и этап первичного выбора в подавляющем большинстве случаев сменяется следующим этапом, который можно назвать этапом профессионального самоопределения. Приходит более основательное понимание места профессии в социально-экономической структуре общества, более глубокое осмысление ее существенных сторон. Жизненный опыт, взаимоотношения с окружающими способствуют лучшему познанию своих особенностей, способностей, интересов. Школьник всерьез задумывается, насколько он готов к выбранной им профессиональной деятельности. С этих позиций подросток оценивает учебные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с этой профессией [3, 82].