Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский институт управления и права.

Факультет психологии.

Кафедра психологии менеджмента и социальной работы.

Курсовая работа

По дисциплине «Педагогическая психология»

На тему: «Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью».

Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения

Крутихина О.Ю.

Научный руководитель: Самойлова Ю.Ю.

Допущено к защите: «____»_____________2011_____________________

(подпись научного руководителя)

  Санкт-Петербург

2011 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…………..…………3

Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии и нейротизма подростков с их профессиональной направленностью…………………………………………………………………………….…..5

1.1.   Проблемы экстраверсии, интроверсии и нейротизма у подростков…………5

1.2.   Типы и свойства темпераментов……………………………………………….9

1.3.   Выбор профессиональной деятельности подростками……………………...13

1.4.   Анализ взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии и нейротизма подростков с их профессиональной направленностью………….18

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………...…20

Глава 2 Практическое исследование взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии,  нейротизма подростков с их профессиональной направленностью……………………………………………………………………………….22

2.1. Организация исследования………………………………………………...……...22

2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов………………....24

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………...…49

Заключение………………………………………………………………………………...……52

Список литературы……………………………………………………………………………..56

Приложения

Введение

            Когда психологи и педагоги обращаются к изучению личности подростков первое, с чем они сталкиваются, это разнообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности,  соотношение сознательного и несознательного,  подсознательного и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся выяснить, что есть  личность вообще, а личность подростков осложняется еще рядом критических периодов становления личности, как таковой.

            Большое внимание проблеме личности подростков уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями: И. С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Ю.Н. Давыдов, А.Е. Личко, К. Леонгард и другие. Профессиональную направленность подростков изучали такие авторы как: Е.М.Борисова, И.Я.Киселев, А.А.Наумов, Т.И. Дуброва, А.С. Егоров и многие другие. Вопросами темперамента занимались: В.М. Русалов, П.В.Симонов, А. Фулье, А.В.Петровский, Е.Р.Слободская и пр. Взаимосвязь темперамента и профессиональной направленности изучали О.И.Мельниченко, Н.А Бурцев,  Е.Н. Самчук.

           Актуальность исследования: основной ценностью данного исследования должно стать понимание того, что все подростки отличаются по индивидным характеристикам  темперамента и по желанию реализоваться в той или иной профессиональной  сфере, что может помочь при воспитании и обучении, как в учебном заведении, так и дома в семье. В данной работе рассмотрено раннее ориентирование подростков в выборе будущей специальности, что может помочь в комплектации классов по склонностям подростков к той или иной сфере деятельности. Например: химико-биологический класс, гуманитарный класс, физико-математический класс и др.

            Цель исследования  состоит в том, что бы теоретически и экспериментально доказать наличие взаимосвязи компонентов темперамента подростков с их  профессиональной направленностью.

            Объектом исследования являлись школьники в возрасте 13-14 лет.

            Предмет исследования – профессиональная направленность подростков, компоненты темперамента подростков, такие как нейротизм, интроверсия  и экстраверсия.

             Гипотеза исследования:

  1. Существует взаимосвязь компонентов  темперамента с профессиональной направленностью.

             Задачи исследования:

1. Изучить теоретические проблемы особенностей темперамента и профессиональной направленности подростков по литературным источникам.

2. Изучить и подобрать методики диагностики, подходящие для изучения данной проблемы.

3. Сформировать выборку испытуемых для практического исследования.

4. Провести практическое исследование.

5.Используя математические методы обработки результатов, доказать наличие взаимосвязи компонентов  темперамента и профессиональной направленностью.

6. Проанализировать полученные данные и сделать выводы на их основании.

            Методы исследования: в ходе исследования, в соответствии с его целями и задачами, применялись теоретические, диагностические и математико – статистические методы. Диагностические методы исследования осуществлялись с помощью трёх методик:

Похожие материалы

Информация о работе