Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 13

Глава 2 Практическое исследование взаимосвязи компонентов темперамента экстраверсии, интроверсии, нейротизма подростков с их профессиональной направленностью

2.1.Организация исследования

          Целью исследования ставится практическое  изучение взаимосвязи  компонентов темперамента, таких как нейротизм, экстраверсия, интроверсия   с  профессиональной направленностью.

          Выборка в данном исследовании: 32 школьника – подростка, 12 девочек и 20 мальчиков. Возраст 13 - 14 лет. Все испытуемые являются учениками 7  класса. Экспериментальная база: школа №146 г. Санкт – Петербурга.

          Согласно цели исследования,  мы подобрали методики, которые помогут нам выявить данную взаимосвязь или же опровергнуть её.

          Итак, что бы выявить тип темперамента у испытуемых, была подобрана методика «Выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)», подростковый вариант. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 1 (см. приложение 1) [17, 72].

          Для выявления профессиональной направленности, была подобрана методика «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 2 [25, 177] (см. приложение 2). Эта методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых. Методика позволяет установить типы профессий:

 I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III.«Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

           Также для определения индивидуально - психологических особенностей, таких как: нейротизм, экстраверсия и интроверсия была подобрана методика «Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является  Матолина Т.В. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 3  [25, 356] (см. приложение 3). В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общесихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

1. Проведение теста Айзенка.

2. Обсчет результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4. Отбор данных, где балл по шкале “Ложь” больше 5.

          В исследовании были использованы следующие методы:

- опрос,

- статистическая обработка данных;

- корреляционный анализа данных.

            Процедура проведения: Для исследования было предоставлено помещение – класс № 405. Сбор данных проходил поэтапно. Первый этап 17 марта 2011 года включал в себя сбор данных по методике Русалова «Выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)», подростковый вариант. Опрос проходил в классе в полной тишине, на последних двух уроках. На втором этапе 18 марта 2011 года было проведено два опроса: «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова и «Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является  Матолина Т.В. эти два опроса проходили в полной тишине на первых двух уроках.