Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 4

            Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк,  в качестве показателей основных (главных) свойств личности,  использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих его людей и возникающие события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, идентичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

            Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана с быстротой выработки условных рефлексов, а также их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в ЦНС и степенью активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако,  наиболее разработанным,  из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии - интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более, чем по пятидесяти физиологическим показателям. Так, экстраверт, по сопоставлению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации. Не переносит однообразности, чаще, чем интроверт отвлекается во время работы и т. п. Характерными поведенческими проявлениями у  экстравертов являются: общительность, импульсивность, и недостаточно сильный самоконтроль, хорошая приспособляемость к внешней среде, открытость в чувствах. Экстраверт, как правило: отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к различного рода развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.  У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, в свои мысли,  испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к окружающей их реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его поступки продуманны и рациональны. Круг друзей у него не слишком разнообразен. Интроверт высоко ценит этические, моральные нормы, любит планировать своё будущее, задумывается над тем, что именно и каким образом будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, соблюдает заведенный, устоявшийся жизненный порядок. Он строго контролирует возникающие у себя чувства и редко ведет себя агрессивно, как правило очень обязателен.

           В подростковом и раннем юношеском возрасте кризисные ситуации возникают у школьников каждый год. Подростковый возраст – возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и в общении, происходят очень быстро. А. Гезелл составил классификацию и периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные особенности поведения. Данная классификация показывает особенности изменения интроверсии и экстраверсии в зависимости от возраста.

           10 лет – «золотой возраст», когда ребёнок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.

           11 лет – начинается перестройка организма, ребёнок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая, смена настроения, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

           12 лет – взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растёт автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главная черта этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.