Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 26

          А сангвиник – характеризуется высокой психической активностью и  работоспособностью, а также стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики и быстрой речью. Сангвиники, как правило,  стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие их  события, общительны. Эмоции – чаще всего положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Относительно легко и быстро переживают неудачу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях, подвижность может вылиться в такие качества, как: отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность [24, 53-59].

          Ротанова Т.А. предлагает такие определения флегматика и меланхолика:  флегматик – это такой тип темперамента, который характеризуется низким уровнем психической активности, некоторой медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой или неизвестной обстановке. У флегматика преобладает спокойное,  ровное настроение. Чувства и настроения у флегматиков обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний  у него может развиться: вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

           Меланхолик – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи и очень быстрой утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью и смятением, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем чаще преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий,  у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, необщительность, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний [19, 264].

           Рассмотрев,  разницу между типами темпераментов мы выявили, что особенности у всех типов темпераментов разительно отличаются, что соответственно не может не сказаться на выборе будущей профессии.

           Так же мы, теоретически, предположили, что между такими аспектами, как: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, тип темперамента и профессиональная направленность существует некая взаимосвязь, что и проверили во 2 главе.

           Выборка нашего исследования состояла из 32 подростков 13 - 14 лет, все испытуемые являются учениками 7 «б» класса, 146 школы.

          Мы провели статистический анализ, а также корреляционный анализ на основании собранных данных по трем методикам: «выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)»; «дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова»; «экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является  Матолина Т.В.  Эти математические методы помогли нам выявить некие взаимосвязи:

            Корреляционный анализ показал нам, что:

1.  Такой компонент темперамента, как нейротизм очень сильно коррелирует с профессиональной направленностью «человек – художественный образ».

2.  Также профессиональная направленность «человек – художественный образ» очень сильно коррелирует с таким компонентом темперамента, как эмоциональность, социальная в том числе.

3.  Чуть менее по значимости, но тоже сильная взаимосвязь  выявилась между профессиональной направленностью «человек – человек» и компонентом темперамента эмоциональностью, в том числе и социальной.

4.  Также выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента нейротизмом и профессиональной направленностью «человек – человек».

5.  Также выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента – социальной эргичностью и профессиональной направленностью «человек – художественный образ».

6.  Последняя по списку и по значимости выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента – социальным темпом  и профессиональной направленностью «человек – знак».

          Таким образом, во время работы, выполнив все намеченные задачи:

1. Изучить теоретические проблемы особенностей темперамента и профессиональной направленности подростков по литературным источникам.