Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали министерства здравоохранения, страница 7

Основным предназначением военных санитарных летучек в совре­менной наступательной операции фронта следует считать осуществле­ние межбазовой эвакуации раненых и больных в тыловой полосе фронта, а также их эвакуацию из госпитальных баз фронта до при­граничных перегрузочных районов (ППР). Формирование ВСЛ позво­лит более эффективно использовать обратные, рейсы подвижного состава и делает более реальной возможность его продвижения к стан­циям погрузки раненых и больных на восстановленных железных доро­гах фронта. В осуществлении эвакуации возрастет роль и значение ВСЛ, сформированных из подвижного состава, захваченного у против­ника на сохранившихся изолированных участках железных дорог в полосе наступления фронта. Объем медицинской помощи в ВСЛ в связи с отсутствием межвагонных переходов во время движения огра­ничивается оказанием первой медицинской помощи, а на стоянках — неотложными мероприятиями первой врачебной помощи.

В условиях большого пространственного размаха современных фронтовых наступательных операций, значительных разрушений назем­ных коммуникаций, наличия обширных зон заражения, затопления и пожаров нельзя недооценивать роль и значение морского транспорта, особенно на приморских направлениях. Использование морского транс­порта позволит выполнять перевозки в обход приграничных перегру­зочных районов, барьерных рубежей на многочисленных крупных реках и больших зон опасного заражения местности. К преимуществам меди­цинской эвакуации морем следует отнести также значительную устой­чивость морских путей сообщения к воздействию средств поражения противника и высокую зваковместимость большинства морских транс­портных средств.

В годы Великой Отечественной войны число раненых и больных, эвакуированных по морским путям, было различным и составляло на флотах и флотилиях от 6—9 % (Балтийский, Северный флоты, Ладож­ская и Каспийская флотилия) до 67 % (Черноморский флот) *. За всю войну морем было эвакуировано более 643 000 раненых и больных, что составило около 15 % общего числа эвакуированных всеми видами транспорта; причем из числа эвакуированных 80—90 % составляли раненые и больные из сухопутных войск, действовавших на примор­ском направлении. Для целей медицинской эвакуации использовались санитарные транспорты и госпитальные суда (22,5 % общего числа раненых и больных, эвакуированных морским транспортом), грузопас­сажирские и грузовые суда (33,9 %), малотоннажные суда (25,5 %)> боевые корабли (18,1  %).

В операциях современной войны значение эвакуации морем раненых и больных из госпитальных баз фронтов, действующих на приморских направлениях, в тыловые госпитали Министерства здравоохранения возрастет и может составить до 10—15 % общего объема эвакуацион­ных перевозок за пределы фронта.

Относительно небольшое количество госпитальных судов, находя­щихся в распоряжении медицинской службы, и потребность в них для обеспечения действий сил флота делает обязательным привлечение для целей медицинской эвакуации других кораблей и транспортов ВМФ, судов морского и речного флота СССР и союзных государств. Анализ судового состава морского флота СССР позволяет считать, что наибо­лее пригодными для целей медицинской эвакуации морем являются пассажирские и грузопассажирские суда, на втором месте — сухогруз­ные суда, затем — служебновспомогательные и — самая многочисленная группа — промысловые суда. Перспективными, особенно на закрытых морях, являются пассажирские и грузопассажирские суда «смешанного плавания». Небольшая осадка позволяет использовать их в мелковод­ных районах морей и на реках. В современных наступательных опера­циях с применением ядерного оружия при выполнении эвакуационных перевозок морским транспортом потребуется широко использовать необорудованное побережье. В связи с конструкцией современных гражданских судов, их технико-эксплуатационными данными возникает необходимость обеспечить перегрузочные работы между морем и бере­гом, погрузку и выгрузку раненых и больных беспричальным способом. Доставка на суда в этом случае может проводиться с берега при помощи шлюпок, приспособленных понтонов, малых катеров и других плавсредств. Нуждаются в дальнейшей опытной проверке на учениях способы погрузки раненых и больных с берега на транспортные суда и с них на берег, а также с корабля на корабль на рейде, в том числе с применением существующих и  перспективных технических средств.