Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали министерства здравоохранения, страница 15

В определенных условиях обстановки на управление РЭП может возлагаться руководство госпитальными базами фронтов, заполнен­ными ранеными и больными и оказавшимися за пределами тыловой границы фронта с целью их высвобождения и направления в состав действующих фронтов или в резерв.

Конечным этапом медицинской эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов являются тыловые госпитали Министерства здравоохранения. Работой тыловых госпиталей по определенному кругу вопросов руководят управления (отделы, секторы) Министерства здравоохранения (облздравотдела) и управления местных эвакуацион­ных пунктов (УМЭП). Отдел (сектор) по руководству тыловыми госпи­талями в своей работе руководствуется постановлениями и распоряже­ниями местных органов власти, руководящими документами МЗ СССР и союзной республики, а также руководителя соответствующего органа здравоохранения.      Управление местного эвакуационного пункта * подчиняется Цент­ральному военно-медицинскому управлению МО СССР, по распоряже­нию которого может передаваться в оперативное подчинение УРЭП, а в отдельных случаях—начальнику медицинской службы военного округа. Управление МЭП имеет в своем составе: управление (командо­вание, организационно-плановый отдел, политический отдел, финансо­вое отделение, отделение кадров, отдел материально-технического обе­спечения); основные подразделения (лечебно-эвакуационный отдел, эвакуационные приемники, военно-врачебная комиссия, отдел медицин­ского снабжения) и подразделения обеспечения.

На основе данных, полученных от УРЭП, о возможных сроках поступления раненых и больных, их предполагаемом числе и структуре, управление МЭП организует прием и разгрузку прибывающих сани­тарных транспортов на железнодорожных станциях, аэродромах, в пор­тах (пристанях), распределение раненых и больных по тыловым госпи­талям МЗ и их доставку в соответствующие лечебные учреждения.

Во время Великой Отечественной войны эти задачи решались управлениями распределительных и местных эвакопунктов по-разному, в зависимости от интенсивности поступления раненых и больных, состава и дислокации эвакогоспиталей, их удаленности от мест раз­грузки, наличия СЭГ, обеспеченности транспортными средствами. Однако типовым, характерным для прошлой войны был такой поря­док, при котором задача приема, медицинской сортировки доставляе­мых раненых и больных возлагались на сортировочный эвакуационный госпиталь или один из эвакогоспиталей, расположенный в данном населенном пункте. Следует подчеркнуть, что подавляющее большин­ство эвакогоспиталей Нарком'здрава и ВЦСПС во время Великой Отечественной войны (в 1944 г. около 77 %) были развернуты в круп­ных республиканских, краевых, областных и районных центрах. Для доставки раненых и больных в госпитали широко использовались все виды приспособленного городского транспорта.

В современных условиях положение с размещением ТГМЗ прин­ципиально изменилось: .места их развертывания вынесены из катего-рированных городов (городов, отнесенных к группам ГО) и рассредо­точены на большой территории в населенных пуктах, часто удаленных друг от друга и от железнодорожных станций на значительные рас­стояния. В этих условиях реализация принципа эвакуации по назначе­нию, доставка каждого раненого или больного в соответствующий госпиталь превращается в довольно сложную задачу. Успешное реше­ние ее зависит от выполнения ряда условий.

Все госпитали того или иного местного эвакуационного пункта должны быть еще в мирное время сгруппированы по признаку их тер­риториальной близости, а каждая из этих групп госпиталей прикреп­лена к конкретной выгрузочной ж. д. станции, на которой создается за счет наименее удаленного от железной дороги госпиталя прирель­совый приемник, обеспечивающий выгрузку раненых (больных) и их доставку в соответствующие госпитали. Выгрузочные станции еще в мирное время должны быть оборудованы санитарными рампами (высокими платформами) и подъездными путями для автомобильного транспорта. Оптимизация системы эвакуации раненых и больных железнодорожным транспортом должна идти по пути сокращения числа районов (станций) выгрузки военного санитарного поезда. С этой целью  раненых и  больных    в  ППР  необходимо    группировать    для погрузки в вагоны ВСП по признаку однородности ранения (заболе­вания) и, кроме того, учитывать дислокацию и профилизацию тыловых госпиталей по каждому железнодорожному направлению. Для этого начальнику ЭП ППР необходимо иметь соответствующую «Информа­ционную карту» (схему). Уменьшение числа выгрузочных станций зна­чительно сокращает сроки оборота ВСП.