Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали министерства здравоохранения, страница 6

В современной войне, несмотря на возрастающую роль авиацион­ного транспорта в эвакуации раненых и больных с ТВД, значение железнодорожного транспорта, особенно на Западном ТВД, в выполне­нии указанных перевозок не снижается. По опыту учений железнодо­рожным транспортам может быть эвакуировано до 70 % раненых и больных, подлежащих эвакуации за пределы фронта. Железнодорож­ный транспорт имеет ряд важных преимуществ по сравнению с дру­гими видами транспорта. Железные дороги способны выполнить мас­совые перевозки, не требуют длительного времени на мобилизационное развертывание, работают круглосуточно и практически не зависят от условий погоды и времени года.

В годы Великой Отечественной войны (1941 —1945) эвакуация ране­ных и больных осуществлялась постоянными, временными военно-санитарными поездами и военно-санитарными летучками. Постоянные ВСП использовались в основном для эвакуации раненых и больных из гос­питальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными при­способлениями— станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных. Всего постоянный ВСП при­нимал от 400 до 500 раненых и больных.

Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и боль­ных на короткие расстояния, главным образом из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта. Они состояли из постоянной части н переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ране­ными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.

В 1942 г. в дополнение к постоянным .и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать ВСЛ. Их использовали глав­ным образом для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу ВСЛ составляла постоянная часть вагонов. Переменная часть ВСЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В зависимости от числа вагонов емкость ВСЛ составляла 500—600 раненых и больных и более.

Таким образом, основным средством эвакуации за пределы фронта были постоянные ВСП, которыми, как уже указывалось, за 4 года войны было перевезено 97 % всех эвакуированных в тыл страны ране­ных и больных. На железных дорогах курсировало 294 постоянных военно-санитарных поезда, приписанных к управлениям распредели­тельных эвакуационных пунктов (УРЭП). Однако это количество не обеспечивало фактической потребности в эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов, поэтому для этой цели нередко исполь­зовались ВВСП и ВСЛ.

Постановлением ГКО № 466 от 12 августа 1941 г. для ПВСП была установлена маршрутная скорость 400—450 км в сутки. Однако боль­шинством ПВСП эта скорость не выдерживалась. По данным различ­ных распределительных эвакопунктов и Центрального управления ВОСО, скорость движения ПВСП в 1942—1943 гг. колебалась в раз­ные месяцы в среднем от 200 до 250 км в сутки.

В 1941 —1942 гг. в длительные рейсы ВСП, как правило, не направ­лялись. Большинство ВСП выполнило в этот период по 4—5 и даже 6 рейсов за месяц. Во втором н третьем периодах войны в связи с резким возрастанием протяженности путей эвакуации и радиуса дей­ствия ПВСП сроки пребывания груженных ПВСП в пути следования значительно возросли и составляли 10—15 и более суток (1—2 оборота поезда за месяц).

В послевоенный период взгляды на использование военных санитар­ных поездов для эвакуации раненых и 'больных претерпели существен­ные изменения. Поскольку основным назначением ВСП стала эвакуа­ция раненых и больных из госпитальных баз фронтов в ТГМЗ, было признано целесообразным отказаться от деления военно-санитарных поездов на временные и постоянные, а иметь единый военный сани­тарный поезд. Формирование таких поездов по единой схеме не только ускоряет и упрощает их отмобилизование, но и создает более благо­приятные условия для размещения, лечения раненых и больных й ухода за ними в пути следования независимо от расстояния пере­возок. Штатный личный состав с использованием табельного медицинского оснащения ВСП способен обеспечить лечение раненых и больных, а также оказание им первой врачебной и квалифицированной меди­цинской помощи по жизненным показаниям.