Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали министерства здравоохранения, страница 10

—  прием поступающих раненых и больных и временное их разме­щение до погрузки на транспортные средства;

—  контроль за правильностью отбора раненых и больных, эвакуи­руемых за пределы фронта; группировка раненых и больных для погрузки в вагоны (само­леты,  каюты)   в  соответствии  с  характером  ранения   (заболевания);

—  оказание неотложной первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи отяжелевшим ,в пути следования раненым и боль­ным и их временное размещение;

—  обеспечение питания раненых и больных, ухода за ними до погрузки на транспортные средства;

—  проведение среди эвакуируемых санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий;

—  погрузка раненых и больных в вагоны (самолеты, суда).

Среди указанных задач особое место занимает выполнение конт­рольных функций, выявление и исправление ошибок и дефектов, допу­щенных в лечебных учреждениях госпитальной базы при подготовке раненых и больных к эвакуации.

Принципиально важным при погрузке раненых и больных на сани-тарно-транспортные средства является требование группировки их по признаку однородности повреждения (заболевания) и тяжести состоя­ния. Выделение таких однородных групп раненых и больных и разме­щение их в определенных вагонах (самолетах) позволяет улучшать оснащение вагонов (самолетов) специальным медицинским имущест­вом и предметами ухода, выделять для обслуживания раненых и боль­ных определенного профиля специально обученный и наиболее подго­товленный медицинский персонал. Выполнение указанного требования значительно облегчит организацию и проведение перегрузки раненых и больных в приграничных перегрузочных районах, а также выгрузки соответствующих их групп в специализированные ТГМЗ.

Эвакуация раненых и больных из госпитальных баз фронта по воздуху может начаться с 4—5-го дня операции. Для эвакуации используются обратные рейсы военно-транспортной авиации, достав­ляющей во фронт материальные средства. Аэродрамы, на которые доставляются грузы, находятся, как правило, поблизости от районов развертывания фронтовых тыловых баз, а в ходе операции — их отде­лений или фронтовых бригад материального обеспечения. Однако рас­стояние от этих аэродромов до госпитальных баз, из которых плани­руется эвакуация раненых и больных, может достигать 100—200 км и более. Учитывая сложность и травматичность доставки раненых и больных на такие большие расстояния, для целей эвакуации необ­ходимо выделять действующие аэродромы, находящиеся поблизости от госпитальных баз. Погрузку раненых и больных в самолеты обеспечи­вают эвакуационные приемники, развертываемые при аэродромах рас­поряжением начальника медицинской службы фронта (начальника ЭПФ).

Под погрузку ранеными и больными самолеты подаются на аэрод­ром обычно эскадрильями, эвакуационная емкость каждой из которых составляет в среднем 500—700 носилочных раненых и больных. На погрузку одной эскадрильи отводится, как правило, не более часа. Осуществить погрузку 500—700 раненых и больных в самолеты за такой срок рота санитаров эвакуационного приемника может лишь при достаточной натренированности личного состава и высокой слажен­ности звеньев санитаров.

Доставка раненых и больных до аэродромов осуществляется штат­ной автомобильной санитарной ротой ТГБ, эвакуационно-транспорт-ными подразделениями, формируемыми по указанию начальника эва­куационного пункта за счет госпитальных баз, из которых ведется эвакуация, или санитарным транспортом, специально выделяемым для этой цели начальником медицинской службы фронта.Для наблюдения за состоянием раненых и больных и оказания им медицинской помощи в полете необходимо выделять на каждый само­лет сопровождающий медицинский персонал. Количество и квалифи­кация сопровождающего персонала определяется эвакоемкостью само­лета, характером ранений и тяжестью состояния эвакуируемых. Меди­цинский персонал выделяется чаще всего распоряжением начальника эвакуационного пункта фронта из его резерва и из лечебных учрежде­ний подчиненных госпитальных баз. При массовой эвакуации раненых и больных в ТГМЗ по воздуху убыль медицинского персонала из меди­цинских частей и учреждений весьма значительна (по опыту учений,, 40—60 человек среднего и врачебного медицинского персонала еже­дневно). Поэтому проблема быстрого возвращения во фронт сопро­вождающего медицинского персонала является весьма актуальной. В настоящее время рассматривается предложение иметь во франте специальное формирование медицинского сопровождения эвакуируемых раненых и больных (отряд сопровождения раненых).