Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 6

Тема 4. Психологические особенности публичного выступления.

Понятие монолога и его особенности.

Виды выступлений.

Подготовительный этап. Определение и уточнение темы, формулирование названия, сбор информации о слушателях, определение основной цели и идеи выступления.

Требования к составлению плана выступления.

Подбор материала для выступления: этапы работы с литературой, виды конспектирования, подбор вспомогательного материала (цифры, цитаты, примеры, наглядный материал).

Построение выступления: структура и композиция выступления.

Принципы построения введения, основной части, заключения.

Выступление без текста. Оперативная подготовка к выступлению.

Психологические особенности выступления. Основы риторики. История возникновения. Современная риторика, ее законы и приемы. Коммуникативные эффекты.

Слагаемые успеха выступления. Установление контакта с аудиторией. Преодоление барьеров восприятия. Эффект первых фраз. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

Особенности изложения основных структурных компонентов выступления: введения, основной части, заключения.

Психологическая техника ответов на различные виды вопросов.

Тема 5. Деловая беседа как основная форма делового общения.

Специфика деловой беседы как формы общения. Многофункциональная направленность деловой беседы. Этапы проведения беседы. Общая подготовка к беседе. Изучение темы беседы. Сбор информации о партнере и формирование позитивного отношения к нему. Ранжирование собеседников: вышестоящие, нижестоящие, равные по положению. Подготовка материалов и документов. Формулирование вопросов собеседникам. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Подготовка ответов на возможные вопросы собеседников. Разработка стратегии ведения беседы.

Психологическая структура беседы. Психологическая значимость начала и завершения беседы. Факторы успешного проведения беседы. Виды слушания собеседника. Особенности техники активного слушания. Правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи.

Искусство парирования замечаний собеседников и нейтрализации возражений. Запрещенные приемы ведения деловой беседы.

Итоги обсуждения. Резюмирование.

Психологические типы собеседников

Психо-этические особенности деловой беседы по телефону.

Некоторые особенности этикета деловой беседы.

Тема 6.Спор. Дискуссия. Полемика. Происхождение и психологические особенности.

Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Из истории происхождения спора. Классификация видов спора. Предмет спора. Позиции полемистов, их уточнение. Индивидуальные особенности и поведение участников спора. Правила отношения к оппоненту. Применение приемов эффективного слушания. Выдержка и самообладание в споре. Принципы, правила, тактика ведения спора. Порядок ведения спора. Особенности полемической убеждающей речи. Полемические и психологические приемы убеждения в споре. Вопросы в споре и виды ответов. Позволительные и непозволительные уловки. Нечестные приемы и их нейтрализация.

Национальные и культурные традиции спора.

Практические занятия.

Занятие 1. Практикум по теме «Самовосприятие».

Тестирование на определение типа темперамента (опросник Айзенка), тестирование на определение доминирующего полушария и связанных с ним черт характера, построение профиля характера и определение его акцентуации, тестирование на определение направленности личности, тестирование на определение самооценки (победитель – неудачник), тестирование на определение уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), тестирование на определение коммуникативных и организаторских склонностей, психогеометрическое тестирование, диагностика межличностных отношений по Т.Лири. Составление психологического портрета личности по итогам тестирования.

Занятие 2. Практикум по теме «Восприятие и понимание партнера по общению».