Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 4

Соотношение я-концепций в формировании отношений симпатии-антипатии.

Влияние типа взаимодействия (сотрудничество, конкуренция, конфликт, приспособление) на формирование отношений симпатии-антипатии.

Роль симпатии-антипатии в формировании доверия-недоверия. Сознательное и бессознательное доверие. Доверие и конгруэнтность.

Часть 4. Социально-психологическая характеристика взаимодействия.

Тема 1. Социальные роли и ролевое взаимодействие.

Уровни общения: манипулятивное, ролевое, личностное.

Необходимое условие коммуникации – определение позиций взаимодействующих субъектов.

Психологическое и социологическое определение социальной роли. Этимология слова.

Ролевой набор, иерархия ролей. Ролевая символика. Предписанные и приобретенные роли.

Типы ролей: формальная, внутригрупповая, межличностная.

Особенности гендерных ролей. Проблема гендерной самоидентификации.

Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Эффект вживания в роль. Устойчивость ролевых стереотипов. Застревание в роли. Ролевое программирование.

Ролевые конфликты: внутриролевой и межролевой конфликт. Способы разрешения ролевых конфликтов.

Роли и социальные нормы. Ролевые права и обязанности. Девиантное поведение.

Э. Берн: трансактный анализ взаимодействия. Специфика 3-х эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), возможности их взаимодействия. Типы трансакций: прямые, дополнительные, перекрестные.

Тема 2. Воздействие и манипулятивное взаимодействие.

Понятие субъекта и объекта воздействия. Стратегии воздействия. Основные приемы. Правила «балансировки», «беспроигрышности в споре», «власти обстоятельств» и др. Понятие взаимодействия и возможности его применения в процессе делового общения. Феномены контактных ситуаций и психические барьеры. Преодоление психических барьеров.

Психологическое представление о манипуляции. Позитивная манипуляция. Негативная манипуляция.

Манипуляция и особенности внешней и внутренней мотивации деятельности.

Причины манипуляции. Способы манипуляции. Особенности эмоциональной манипуляции.

Советы Д.Карнеги в свете теории манипуляции: за и против.

Манипулятивные типы по Э.Шостром: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славные парень, судья, защитник. Представление об активных и пассивных манипуляторах.

Законы манипуляции

Способы нейтрализации манипуляции.

Актуализация как альтернатива манипуляции.

Тема 3. Психология агрессии.

Психологическое определение агрессии. Враждебная и инструментальная агрессия.

Агрессия как девиантное поведение.

Теории происхождения агрессии:

1)  теории инстинктивной агрессии (Т.Гоббс, З.Фрейд, К.Лоренц);

2)  теории генетической предрасположенности к агрессии;

3)  теории биохимических факторов агрессии;

4)  теории агрессии как реакции на фрустрацию;

5)  теории агрессии как социального научения.

Факторы агрессии:

1)  угроза (наличие оружия, атакующее поведение ит.п.);

2)  аверсия (боль, жара, теснота и т.п.);

3)  СМИ;

4)  групповые влияния.

Ослабление агрессии:

1)  теория катарсиса;

2)  теория социального научения.

Проблемы агрессивного взаимодействия.

Тема 4. Психология и социология конфликтов.

1.  Конфликтология как интегративная область знания. История становления конфликтологии. Предмет конфликтологии. Методы исследования конфликтов и управления ими.

2.  Характеристика конфликта как социального явления. Сущность конфликта и его структура. Определение основных структурных компонентов конфликтов. Теории возникновения конфликтов. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Динамика конфликтов. Технологии управления конфликтами.

3.  Теории поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Типы конфликтных личностей. Стратегии поведения в конфликте. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.