Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 2

Определение общения. Основные аспекты изучения общения:

ü  человек в мире коммуникаций и обмена информацией;

ü  структура, виды и типы общения;

ü  стиль общения, его принципы и правила;

ü  эмоциональный уровень общения.

Общение как способ духовно-этического развития индивидов субъектно-объектной взаимосвязи. Понятие и взаимосвязь основных элементов системы общения: предмета и объекта, потребностей и мотивов, целей и задач, видов и функций, содержания и организации, средств, форм и методов, конечного результата.

Специфика различных видов общения:

ü межперсональное и ролевое;

ü межличностное, групповое и межгрупповое;

ü прямое и косвенное;

ü непосредственное и опосредованное;

ü формальное и неформальное;

ü вербальное и невербальное.

Многофункциональность общения:

ü организация и координация;

ü познание;

ü формирование и развитие межличностных отношений;

ü формирование и развитие личности;

ü самоподтверждение и самоутверждение;

ü принятие решений;

ü релаксация.

Тема 3. Анализ структуры общения.

Триединство сторон общения.

1.  Коммуникативная сторона общения. Общение как передача информации. Определение коммуникации и информации. Характеристика основных компонентов коммуникации: адресант, адресат, сообщение, система кодирования, каналы коммуникации, контекст, обратная связь. Модель коммуникации.

Знак как элементарная единица информации. Интенциональные и неинтенциональные знаки. Значение и смысл: денотация и коннотация.

Вербальная коммуникация: язык и речь. Специфика различных стилей общения. Культура речи в деловом общении.

Невербальная коммуникация: визуальная акустическая, тактильная, ольфакторная. Значение и специфика невербальной коммуникации. Классификация и психологическая характеристика мимики лица, жестов рук, движений и поз тела. Психотехника их познания.

Феномен потери и искажения информации. Информационный голод.

Коммуникативные барьеры.

2.  Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия. Социальные нормы и социальные роли.

Основные типы взаимодействия: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт, приспособление; избегание.

Механизмы воздействия: заражение; внушение; убеждение; подражание.

Формы взаимодействия: императивная; манипулятивная; диалогическая.

Развитие и поддержание трех видов взаимодействия в группе: профессиональных, ценностно-мировоззренческих и межличностно-эмоциональных.

3. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Восприятие на основе сходства. Невербальные механизмы социальной перцепции: идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция. Вербальные механизмы социальной перцепции: рефлексия, децентрация, казуальная атрибуция Понятие социального стереотипа и его роль в общении. Функции развития социальной перцепции: познание себя и партнера, организация направленной, эмоционально-оптимизирующей деятельности, установление эффективных взаимоотношений.

Часть 2. Самопознание. Восприятие себя.

Тема 1. Личность. Темперамент. Характер.

Обоснование необходимости представления о личности, темпераменте, характере в процессе общения.

1.  Общее психологическое представление о личности. Соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Современные теории личности. Становление личности: процесс социализации. Стадии процесса социализации. Роль общения в социализации личности.

2.  Темперамент. Определение. История изучения вопроса. Физиологические основы темперамента: представление о соотношение процессов торможения и возбуждения нервной системы. Основные свойства нервной системы, определяющие тип темперамента: сила, уравновешенность, подвижность. Типология темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характерные черты темпераментов. Проявление темперамента в общении.