Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 10

Саморегуляция как способ управления собой. Общая проблематика саморегуляции. Основные научные, философские, религиозные представления о сущности, назначении и смысле жизни человека. Возможности самопознания. Рефлексия. Виды работы с собой: самонаблюдение, самоотчет, самоконтроль, самовнушение (суггестия), медитация и др. Самосознание и его развитие как главный фактор самосовершенствования личности. Самоактуализация. Проектирование своего будущего. Основные принципы управления временем: «ловушки» времени, установление ценностного ряда, делегирование полномочий, оценка результатов дня. Основы психофизиологической саморегуляции жизнедеятельности человека. Строение мотивационной сферы человека. Обеспечение мотивации деятельности. Правила управления мотивацией.

Практикум. Всестороннее тестирование на основные свойства личности. Создание психологического автопортрета. Составление плана работы на день. Выявление «ловушек времени». Оценка результатов дня.

Тема 5. Технология решения проблем.

Принятие решения как неотъемлемый компонент любой деятельности. Внешние и внутренние факторы при принятии решения. Уровни принятия решения: традиционный, выборочный, адаптационный, инновационный. Методы принятия решений: индивидуальное, поиск информации в письменных источниках, консультация, групповое решение. Конфликты: причины и решения. Стресс и его профилактика. Восточные методики снятия стресса.

Практикум. Деловая игра «космос». Тестирование на тревожность. Стрессодиагностика. Тренинг снятия стресса. Решение задач на конфликтные ситуации.

Тема 6. Психологическое воздействие и взаимодействие в сфере делового общения.

Понятие субъекта и объекта воздействия. Стратегии воздействия. Основные приемы. Правила «балансировки», «беспроигрышности в споре», «власти обстоятельств» и др. «Драматургия», сюжеты, разновидности делового общения (беседа, совещание, пресс-конференция, телефонный разговор, дискуссия, переговоры, публичная речь) и их особенности. Техника критики. Ранжирование собеседников: вышестоящие, нижестоящие, равные по положению. Понятие взаимодействия и возможности его применения в процессе делового общения. Феномены контактных ситуаций и психические барьеры. Преодоление психических барьеров.

Практикум. Деловая игра «Переговоры».

Тема 7. Психология манипуляции и интриги.

Понятие манипуляции: феноменологическое и психологическое определение. Причины манипуляции. Место манипуляции в системе человеческих отношений. Основные манипулятивные типы. Психологическое манипулятивное воздействие и его механизмы. Защита от манипулятивного воздействия. Альтернатива манипуляции – актуализация.

Практикум. Проигрывание ситуаций манипуляции.

Тема 8. Имидж как средство делового общения.

Природа имиджа: определение, подходы, слагаемые. Факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа (биография, внешность, психологический портрет). Технология создания имиджа. Подходы к формированию имиджа. Принципы и формула имиджа. Перестройка имиджа. Имидж фирмы. Современный офис и работа в нем.

Практикум. Тренинг по совершенствованию личного имиджа. Моделирование технологии имиджа. Игра пресс-конференция «Презентация фирмы».

Темы рефератов

1.  Психологические факторы профессиональной адаптации.

2.  Техника психологической оценки делового партнера.

3.  Реклама как средство коммуникации.

4.  Психология карьеры.

5.  Имидж делового человека.

6.  Язык жестов в сфере делового общения.

7.  Взаимопонимание и его факторы в процессе делового общения.

8.  Структура группы и проблема лидерства.

9.  Рефлексия и ее роль в жизни человека.

10. Характер и темперамент личности, их проявление в общении.

11. Конфликты и как их избежать.

12. Причины стресса и пути его преодоления.

13. Культура ведения полемики.

14. Деловой этикет.