Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 7

Упражнение «Метафора». Упражнение «формирование образа». Основы физиогномики. Тестирование на определение основной репрезентативной системы. Тестирование на определение интуиции в общении. Тренинг на выявление личностных качеств, влияющих на общение. Тестирование на определение уровня эмпатии. Упражнение «Взаимопонимание на вербальном уровне». Восприятие и оценка эмоционального состояния по мимике (фотография, иллюстрация и т.п.). Восприятие движений и действий индивида и определение его личностных и характерологических качеств. Игра «Скульптура».

Занятие 3. Практикум по теме «Социальные роли и ролевое взаимодействие».

Отработка различных позиций в общении. Определении индивидуального набора ролей и построение их иерархии. Выявление наличия внутриролевых и межролевых конфликтов. Решение коммуникативных задач. Анализ ситуаций. Игра «Ток-шоу».

Занятие 4. Практикум по теме «Психология манипуляции и агрессии в общении»

Тестирование на определение наличия манипулятивных качеств. Упражнение «Манипулятивное общения и защита от него». Решение коммуникативных задач.

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). Построение индивидуального профиля агрессивности. Решение коммуникативных задач.

Занятие 5. Практикум по теме «Психология и социология конфликтов».

Тестирование на определение уровня конфликтности личности. Тестирование на определение уровня тревожности. Стрессодиагностика. Тренинг снятия стресса. Упражнение «Достраивание конфликта». Тестирование на определение стратегии поведения в конфликте. Диагностика стратегии поведения в конфликте. Упражнение «Конфликт в транспорте». Упражнение «Начальник – подчиненный». Решение коммуникативных задач на конфликтные ситуации.

Занятие 6. Практикум по теме «Публичное выступление».

Тестирование на определение умения излагать мысли. Упражнение «Подготовка к выступлению». Работа с источниками. Упражнение «Начало выступления». Тренинг умения отвечать на вопросы. Игра «Публичное выступление».

Занятие 7. Практикум по теме «Деловая беседа»

Тестирование на определение умения слушать. Тренинг технологии активного слушания. Игра «Испорченный телефон». Тестирование на определение навыков убеждения. Конструирование коммуникативных ситуаций. Тестирование на определение навыков ведения деловой беседы. Упражнение «Позитивное отношение к партнеру». Тренинг стратегии и тактики ведение деловой беседы. Упражнение «Беседа по телефону». Деловая игра «Поступление на работу».

Занятие 8. Практикум по теме «Спор. Дискуссия. Полемика».

Тестирование на определение уравновешенности. Тренинг навыков аргументации и ответов на вопросы. Формирование сдержанности в споре. Игра «Пресс-конференция».

Занятие 9. Проведение социологического исследования по проблемам общения.

Знакомство с основными принципами и методами социологического исследования. Выбор и обоснование темы исследования. Цель, объект и предмет исследования. Формулирование гипотезы. Составление опросника. Анализ полученных результатов. Резюме.


4. Вопросы к зачету

1. Социальная природа общения.

2.  Виды общения, их специфика.

3.  Коммуникативная сторона общения.

4.  Интерактивная сторона общения.

5.  Перцептивная сторона общения.

6.  Становление личности и общение.

7.  Темперамент и его влияние на общение.

8.  Характер и его связь с общением.

9.  Я-концепция: сущность и структура.

10.  Представление об образе Я.

11.  Самооценка личности и потенциальное поведение.

12.  Реализация я-концепции.

13.  Основы саморегуляции человека.

14.  Эффекты восприятия людей.

15.  Значение контекста в восприятии.

16.  Особенности формирования симпатий и антипатий.

17.  Социально-психологическое представление о роли.

18.  Типология ролей.

19.  Ролевые конфликты.

20.  Трансактный анализ.

21.  Стратегии и приемы взаимодействия и воздействия в деловом общении.