Программа курса «Социология и психология делового общения», страница 5

4.  Типология конфликтов.

1. Внутриличностные конфликты:

а) понятие внутриличностного конфликта;

б) основные психологические концепции внутриличностных конфликтов;

в) формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

2. Межличностные конфликты:

а) понятие межличностного конфликта и его особенности;

б) сферы проявления межличностных конфликтов;

в) управление межличностными конфликтами.

3. Групповые конфликты:

а) понятие групповых конфликтов и их классификация;

б) конфликт «личность – группа»;

в) межгрупповые конфликты.

5. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

1.  Социология конфликта.

1. Глобальные и региональные конфликты. Понятие глобальных конфликтов и управление ими. Особенности и классификация региональных конфликтов. Управление региональными конфликтами.

2. Конфликты в обществе. Понятие общественных конфликтов. Основные типы конфликтов в обществе:

б) политические;

в) экономические;

г) социальные;

д) конфликты в духовной сфере (духовные).

3. Конфликты в организации. Понятие организации и конфликтов в ней. Классификация конфликтов в организации. Управление конфликтами в организации.

4. Конфликты в семье. Понятие семейных конфликтов и их особенности. Классификация семейных конфликтов. Кризисные периоды в развитии семьи. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

5. Конфликты в сфере управления. Понятие управления и управленческих конфликтов. Источники конфликтов в сфере управления. Классификация конфликтов в сфере управления. Специфика форм проявления управленческих конфликтов. Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов.

Часть 5. Деловое общение.

Тема 1. Специфика делового общения.

Уровни общения: ситуативный, интимно-личностный, деловой.

Профессиональная культура и деловое общение.

Специфические черты делового общения:

1)  целевая направленность;

2)  осуществление в правовых рамках;

3)  регламентированность.

Виды делового общения. «Драматургия», сюжеты, разновидности делового общения (беседа, совещание, пресс-конференция, телефонный разговор, дискуссия, переговоры, публичная речь) и их особенности.

Формы делового общения:

ü устное – письменное;

ü диалогическое – монологическое;

ü межличностное – групповое;

ü контактное – дистантное;

ü приказание – обсуждение.

Культура делового общения:

ü коммуникативная культура (искусство говорить и слушать);

ü психологическая культура (восприятие собеседника и взаимодействие с ним);

ü этическая культура (мораль и нравственность в сфере делового общения).

Тема 3. Структура взаимодействия в рабочей группе.

Структура социальной власти. Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальной власти руководства и лидерства в условиях современного преобразования стратегического менеджмента. Классификация стилей руководства и видов лидерства. Современные модели управления.

Руководство принципами деловой этики в общении: 1) согласие с действительностью в процессе развития; 2) становление и развитие личности; 3) абсолютизм утверждения добра и гуманизма, счастья и духовного богатства, сочувствия и справедливости, совести и внимания, моральной эмпатии и рефлексии, свободы и ответственности, разума и воли.

Механизмы социально-психологической регуляции коллективной деятельности команды: коммуникация, адаптация, трансформация, интеграция. Методы подражания, заражения, внушения, убеждения, аттракции стереотипизации, их влияние на понятие и внесение этических мыслей и идей в сознании людей. Мотивация, гуманизация и облагораживание делового общения. Отражение функций и правил этики в предпринимательстве, бизнесе и маркетинге в условиях адаптации к рыночным нравственным отношениям. Осознанное руководство с учетом основных категорий морали, профессиональным долгом и ответственностью, совестью, честью и достоинством, принципиальностью и справедливостью, уважением и доброжелательностью, свободой действий и обязательностью, координацией, интеграцией и солидарностью, сплоченностью и совместимостью в решении насущных задач в деятельности группы, коллектив в целом.