Антиинфляционная политика Российской федерации, страница 18

При п=/ (отсутствие задержек) х(1) = 0 ,т.е. потерь нет. Расчеты показывают, что при очень больших периодах за­держки выплат зарплаты, их влияние также несущественно (инфляция все «съедает»). Следовательно, должно существо­вать критическое значение (и), при котором среднемесяч­ное уменьшение зарплат (пенсий) из-за задержки их вып­лат должно достигать максимума. Можно показать, что п^„ находится из трансцендентного уравнения:

При ежемесячной инфляции 2% в месяц (h=0,02) это соотношение имеет вид:

(1,02)" " l+0,0198-n+0,0004n1

и его решением является ",,..°°452, т.е. весьма отдален­ное будущее. При этом максимально возможные потери среднемесячной зарплаты при двухпроцентной месячной инфляции могут составить »10 % от номинальной суммы. При h=0,2 (20 % месячная инфляция), максимально воз­можные потери среднемесячной зарплаты составляют =26% от номинала.

Таким образом, пользуясь довольно простым математи­ческим аппаратом, легко контролировать все изменение в де­нежных выплатах, связанные с инфляцией и задержкой пла­тежей. Эти изменения могут быть учтены при официальной индексации денежных выплат, определяющих доходы семей, прожиточный минимум и уровень жизни населения в целом.

В частности, приведенные расчеты показывают, что ре­альная величина пенсий, зарплаты, пособий, выплачивае­мых с задержкой, при наличии инфляции меньше, чем при регулярных выплатах. Если предположить, что в среднем по России в 1997 г. задержки выплат составляли, например, три месяца, а среднемесячная инфляция была на уровне 1,5%, то величина фактических выплат за год окажется примерно на 2,2% меньше, чем если бы они проводились регулярно.

В системе национальных счетов национальный доход государства разделяется на ряд компонентов в зависимости от способа его получения. При этом оплата труда составляет примерно 60 % совокупного дохода. Это означает, что с уче­том сказанного выше фактическая величина национально­го дохода России в 1997 г. (с точностью до введенных пред­положений) оказывается меньше на 1,3%. Поскольку со­общения о росте национального дохода в РФ в 1997 г. на уровне 1,5% в год основываются на данных, где факти­чески не учитываются поправки, связанные с задержками де­нежных выплат, то декларируемый рост ВВП также включает «систематическую» ошибку, причины которой кроятся в сло­жившейся платежной системе. Данные приведенных расчетов основаны на предположениях о числовых значениях парамет­ров модели, которые являются по существу выборочными. Поэтому выводы носят, в первую очередь, качественный ха­рактер. Однако используемая модель вполне адекватна суще­ствующим экономическим процессам. Ее необходимо ис­пользовать при анализе затронутых проблем.

7. Антиинфляционная политика после кризиса 98-го года, причины, необходимые меры по стабилизации.

В августе 1995 г. зашаталась и рухнула денежно-кредитная пирамида межбанковского кредита. Темпы инфляции несколько замед­лились, но в это время началось строительство финансовой пирамиды, в основе которой был выпуск государственных ценных бумаг, преж­де всего ГКО-ОФЗ, для покрытия дефицита государственного бюджета. Это дополнило предыдущие виды инфляции инфляцией госу­дарственного спроса. Механизм государствен­ной финансовой пирамиды напоминал меха­низм известной пирамиды Мавроди. Парадокс заключался в том, что, хотя эта пирамида призвана была покрыть дефицит госу­дарственного бюджета, но на практике она возводила его на более высокий уровень. К строительству этой пирамиды, как и пре­дыдущей, подключился отечественный и ино­странный капитал (его доля в приобретении ГКО-ОФЗ приближалась к 27%), извлекший из очень высоких процентов огромную при­быль. Строительство финансовой пирамиды продолжалось три года. Разрушение ее нача­лось в 1998 г., когда ежемесячно нужно было погашать прежнюю задолженность в размерах, превышавших суммы новых эмиссий государ­ственных ценных бумаг.